Зарубежных странах в эпоху Нового времени.
Общественное призрение и благотворительность в
Государственное призрение за рубежом, приобретя даже некий системный характер, не в состоянии было своими средствами и силами обеспечить на необходимом уровне решение насущных проблем в сфере социальной помощи. Благодаря функционированию исправительно-трудовых учреждений, содержанию специальных заведений призрения немощных, сирот, инвалидов, а также путем введения социального страхования, можно было лишь ослабить остроту проблемы нищенства, сиротства, безработицы, социальной незащищенности инвалидов и престарелых. Существенное же продвижение вперед в решении этих проблем становилось реальным только при использовании возможностей общественной помощи и благотворительности,
Общественное призрение, функционировавшее в средневековье, получило свое развитие в новое время. Сельская и приходская общины, церкви и монастыри, городские самоуправления являлись основными ее субъектами. К числу важнейших форм общественного призрения, действовавших тогда, можно отнести: общинное содержание бедных и немощных; церковно-приходское попечительство; деятельность церковных и монастырских приютов, богаделен, лечебниц; функционирование городских попечительств и др.
Из-за тяжелого налогового бремени, нередких неурожаев, войн и других бедствий нищета оставалась довольно распространенным явлением, Жители целого ряда провинций различных стран Европы (Франция, Италия и др.) в конце XVII в. жили впроголодь. В одном из документов, датированном маем 1675 г. и принадлежащем перу губернатора французской провинции Дофине герцогу Ледигиеру, говорилось, что жители этой провинции в течение всей зимы питались кореньями и хлебом из желудей, а весной ели траву и кору деревьев. При этом люди умоляли приехавшего к ним губернатора довести до сведения короля о невозможности платить налоги, которыми они были обложены.
Непомерные, налоги продолжали плодить нищету и в XVIII—XIX вв. Интерес в этой связи представляет фрагмент из письма русского писателя Д.И. Фонвизина высокому российскому чиновнику графу П.И. Панину, в котором писатель делился своими впечатлениями о посещении Франции в 1777—1778 гг., особое внимание он обратил на положение местного крестьянства. «Я увидел, — отмечал Фонвизин, — Лангедок, Прованс, Дофине, Лион, Бургонь, Шампань. Первые две провинции считаются во всем здешнем государстве хлебороднейшими и изобильнейшими. Сравнивая наших крестьян в лучших местах с тамошними, нахожу, беспристрастно судя, состояние наших несравненно счастливейшим». Главную причину бедственного положения французских крестьян писатель видел в чрезмерных размерах подати в казну. «В сем плодоноснейшем краю, — продолжал он в своем письме, — на каждой почте карета моя была всегда окружена нищими, которые весьма часто, вместо денег, именно спрашивали, нет ли с нами куска хлеба».
Бедные крестьяне в реальной жизни могли рассчитывать на помощь лишь местных сельских общин и приходов. В ряде стран были приняты нормативно-законодательные акты, которые способствовали расширению финансовых возможностей общин в деле призрения. Так, специальным рескриптом Фридриха II, принятым в декабре 1763 г., в Германии устанавливался налог на нищенство, предназначавшийся для того, чтобы «каждая местность и каждая община сами содержали своих действительно бедных и неспособных к труду людей».
Однако не всякий бедняк мог рассчитывать на помощь сельской общины. Она призревала только тех бедных, которые были в числе ее граждан или же привлекались к несению общих повинностей, возложенных на нее. Кроме того, в той же Германии, например, устанавливался определенный трехлетний срок оседлости в рамках общины, позволявший рассчитывать на получение помощи. Законом 6 июня 1870 г. на большей территории Германии трехлетний срок оседлости заменялся двухлетним. Прежний срок сохранялся только в Баварии и Эльзасе. Бедные крестьяне, которые из-за отсутствия статуса оседлости или других обстоятельств не могли рассчитывать на помощь общин, препровождались в работные дома и иные учреждения призрения бедных.
Общинное призрение включало в себя практику передачи одиноких престарелых и немощных лиц на содержание в семьи, которые за это получали определенные компенсации (снижение размера местных выплат, выдача дополнительных земельных наделов и др.). На средства общины содержались и такие учреждения, как школы для бедных. В Великобритании они назывались филантропическими. Община заботилась о том, чтобы обучавшиеся здесь дети получали не только необходимые знания, но и были обеспечены питанием, одеждой и учебниками.
Вполне конкретную помощь бедным оказывали церковные приходы. Приходские попечительства заботились о нищих, немощных, сиротах. Распространены были выплаты приходских пособий лицам, нуждавшимся в социальной поддержке. В Англии с конца XVIII в. действовала система «спинхэмлендской» приходской помощи. По этой системе местные приходы могли увеличивать за счет своих средств размер заработной платы сельскохозяйственным работникам до величины, выражаясь современным языком, прожиточного минимума. Такое своеобразное приходское пособие тогда получали многие бедняки. На него могли рассчитывать и обнищавшие крестьяне соответствующего прихода. Однако, как уже отмечалось, с 1834 г., когда был принят известный закон о бедных, «спинхэмлендские» выплаты были упразднены. Теперь многих нищих и бедных, которые раньше сводили концы с концами благодаря приходскому пособию, стали направлять в работные дома.
Отмена приходских выплат бедным в Англии подтверждала общую тенденцию снижения роли приходского попечительства в XIX в., характерную для многих западноевропейских стран. Но это вовсе не означало свертывания приходского попечительства, которое продолжало занимать важное место в системе общественного призрения. Об этом свидетельствовала деятельность приходских школ, в некоторых из них дети бедных родителей получали не только знания, но и питание, одежду. Во второй половине XIX в. только в одной Великобритании насчитывалось около пятисот приходских школ, в которых обучалось 35—40 тыс. детей.
В новое время продолжали функционировать церковные и монастырские богадельни, лечебницы-госпитали, приюты для обездоленных, немощных сирот. При некоторых монастырях создавались заведения, в которых ослабленные дети из бедных и нищенствующих семей получали лечение вместе с усвоением простейшего учебного курса. В начале XVIII в. во Франции монахинями Урсулинского ордена было открыто именно такое детское лечебное заведение, где сироты и дети из бедных семей поправляли свое здоровье без отрыва от учебы.
К началу XIX в. многие церковно-монастырские заведения призрения оказались в непростом положении в связи с передачей значительных земельных владений, принадлежавших ранее церквям и монастырям, государству. По этой причине, например во Франции, стали закрываться монастырские госпитали, что обостряло проблему содержания немощных инвалидов, включая тех из них, кто получил увечье на полях сражений. Наполеон, активно проводя военные кампании, не мог не заботиться о судьбе искалеченных в сражениях военнослужащих. В ноябре 1800 г. им было принято решение о передаче монастырям, содержавшим госпитали, земельных владений (доменов), дававших миллионные доходы. Однако это решение не изменило общей тенденции к ослаблению роли церквей и монастырей в призрении бедных.
Действенной формой общественного призрения были городские попечительства, функционировавшие на муниципальном уровне. Материальной основой их деятельности служило налогообложение в пользу бедных, значительные средства от которого оставались в распоряжении городских самоуправлений.
Важнейшей особенностью системы городского попечительства по призрению бедных, формировавшейся во многих странах Запада в XVIII—XIX вв., было стремление попечителей строить свою работу на основе принципа индивидуальной поддержки. В американских городах уже в XVII в. попечители совместно с церковными старшинами и представителями, как говорят сегодня, правоохранительных органов проводили регулярные обследования территорий для выяснения состояния населения и выявления лиц, нуждавшихся в помощи. Затем их нередко разделяли на такие категории, как, во-первых, остронуждавшиеся в длительном призрении, во-вторых, требовавшие временной социальной поддержки и содействия в трудоустройстве, в-третьих, профессиональные нищие, которые ленились сами зарабатывать себе на хлеб. В отношении последних применялись принудительные меры, включая изоляцию, тюремное содержание или выдворение из городов.
Принцип индивидуальной поддержки является основополагающим и гамбургской системы призрения бедных. Она была разработана и апробирована немецким экономистом Бюшем и купцом Фогтом в конце XVIII в. в г. Гамбурге. Реальным воплощением этой системы стал общий дом призрения бедных, который был открыт в 1788 г. После выявления бедных, немощных, нищих они ранжировались на тех, кто мог сам зарабатывать, и тех, кто не в состоянии был это делать. Последним помогали добровольные помощники дома призрения бедных. Работоспособным бедным и нищим предлагалась возможность трудоустроиться на прядильную фабрику или в ткацкие цеха, функционировавшие во взаимодействии с общим домом призрения. Детей бедных родителей определяли в специальные технические училища, где они получали необходимые профессиональные навыки.
Гамбургская модель городского попечительства, в отличие от имевшегося уже опыта муниципального призрения, основывалась не только на индивидуальном подходе к призреваемым, но и ориентировалась на привлечение общественности к этому делу. Известно, что в общем доме призрения бедных оказывали помощь нуждающимся восемнадцать добровольцев. Этому учреждению удалось привлечь тогда и некоторые благотворительные пожертвования.
Гамбургская система призрения бедных вызывала интерес у широкой общественности многих европейских стран. Австрийский и французский императоры встречались с Фогтом для обсуждения проблемы призрения бедных. Его очерк о гамбургском опыте помощи бедным был опубликован в Германии, Англии и других странах.
Практика внедрения индивидуального подхода в организацию призрения бедных получила свое развитие в XIX в. В 1852 г. Фон-дер-Гейдтом в немецком г. Эльберфельде была применена более совершенная, по сравнению с гамбургской, муниципальная система призрения бедных. Основным организационно-структурным компонентом ее были окружные попечительства, созданные в городе. Эльберфельд условно разделялся на 31 попечительский округ, в каждом из которых работало 14 попечителей. Они составляли списки бедствующих лиц, разделяя их на нетрудоспособных и трудоспособных. В соответствии с принципами эльберфельдской системы каждый попечитель мог обслуживать не более 4— 5 бедных. Работоспособным бедным оказывалось содействие в решении проблемы их занятости, выдавалось небольшое пособие на период трудоустройства, а неработоспособные лица получали более существенную материальную помощь. Все эти выплаты осуществлялись из городской казны. На начальном этапе помощь была ограничена двумя неделями. По истечении этого срока попечители вновь изучали реальные потребности лиц, которых они опекали. При необходимости они могли ходатайствовать перед соответствующим окружным собранием попечителей о возобновлении выплат пособий или оказании другого вида помощи. Для работы в окружных попечительствах использовались добровольцы, желавшие по моральным, религиозным и иным мотивам помогать бедным людям.
Эльберфельдская муниципальная система призрения бедных опиралась на широкий спектр принципов. Среди них следует выделить, прежде всего, такие, как индивидуализация помощи, привлечение общественности к участию в призрении бедных, формирование территориальных попечительских структур, закрепление ограниченного количества опекаемых за каждым попечителем и, наконец, сочетание централизации всей системы с самостоятельностью каждого территориального попечительства при рассмотрении и решении конкретных вопросов призрения. Новая система помощи бедным уже вскоре показала свою эффективность. Многие германские города тогда приняли ее в том или ином виде.
Центрами муниципальной помощи во Франции во второй половине XIX в. были местные благотворительные бюро, которые занимались проблемой бедности и нищеты. Эти социальные учреждения в своей практической деятельности использовали некоторые принципы эльберфельдской системы призрения.
В конце XIX — начале XX в. в Санкт-Петербурге, Москве и в ряде других городов России получила распространение система участковых (районных) попечительств. Она во многом была схожа с эльберфельдской моделью призрения.
Общественное призрение, активно функционировавшее в странах Запада в новое время, ориентировалось прежде всего на гуманные методы работы с обездоленными и немощными, на использование индивидуального принципа помощи с учетом вполне определенных потребностей нуждающихся в социальной поддержке. Государственное же призрение строилось преимущественно на принудительно-исправительном воздействии на бедных и нищих. Вместе с организованной социальной помощью, осуществляемой государственными и общественными структурами, развивалась и благотворительность, получившая во второй половине XIX — начале XX в. широкое развитие.
В благотворительной деятельности рассматриваемого периода можно выделить два основных направления: частную и общественную благотворительность. Во многих странах продолжали действовать многовековые традиции милосердия и оказания помощи нуждающимся частными лицами. Основными мотивами такой бескорыстной помощи оставались сострадание, религиозный и нравственный долг. Представители правящих династий, состоятельные люди имели широкие возможности помогать бедствующим. Проявление милосердия, особенно в дни религиозных праздников, являлось неписаным правилом среди близкого окружения французских, германских, английских королей и других правителей. Представители семей правящих европейских династий, покидая свой дом, например, по причине замужества, оставались верны нормам сострадательного поведения, заложенным в них с детства. Внучка королевы Великобритании Виктории, принцесса Гессенская и Рейнская, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и став русской княжной Елизаветой Федоровной, получила общественное признание за свои благотворительные дела. На ее средства была основана и содержалась Марфо-Мариинская обитель, где в годы первой мировой войны она вместе с сестрами милосердия ухаживала за ранеными и искалеченными воинами. Покровительскую помощь оказывала княгиня вдовам, сиротам, бездомным и беспризорным детям.
Некоторые состоятельные люди на свои средства создавали социальные учреждения, которые служили убежищами для бедных, немощных и беззащитных. В начале XIX в. немецкая княгиня Паулина организовала детский дневной приют в местечке Липпе-Детмольде. Здесь бесплатно содержались дети от одного года до четырех лет, родители которых были заняты на сельскохозяйственных работах.
Известным западным филантропом и меценатом был один из крупнейших американских бизнесменов шотландского происхождения Эндрю Карнеги (1835—1919). Его компания к концу XIX в. производила 50% выпускаемой в США конструкционной стали, 30% всех рельсов, 50% всей брони, на ее долю приходилось 70% стального экспорта Соединенных Штатов Америки. Доходы металлургического суперконцерна Карнеги были многомиллионными. В отличие от значительного числа бизнесменов того времени, которые были озабочены лишь тем, чтобы быстрее «делать деньги», он полагал, что большие денежные средства необходимо тратить на благотворительные цели. Лишь в таком случае накопление богатств имеет смысл и оправданно с гуманной точки зрения.
В статье современного историка А.Ю. Саломатина приводится интересная выдержка из публикации Карнеги в журнале «Североамериканское обозрение» за 1889 г. В ней Карнеги не просто выступал за широкую благотворительность, а считал позорным для любого бизнесмена умереть состоятельным человеком. «Предприниматель, — писал он, — должен показавать пример умеренно-пристойного образа жизни, без какой-либо роскоши, накопленные им излишки направлять на благотворительность; так может быть достигнуто примирение между богатыми и бедными».
Для благотворительной деятельности Карнеги была характерна меценатская направленность. Он не считал целесообразным раздавать деньги напрямую в руки нуждающимся, полагая, что это лишь множит бродяжничество и лишает бедных стимулов достичь более высокого жизненного статуса. Карнеги полагал, что нужно жертвовать учреждениям и организациям, заботящимся о физическом и нравственном здоровье человека, о его духовности. К числу таких заведений он относил университеты, библиотеки, больницы, бани, общественные парки, концертные залы, религиозно-просветительские общины и др. В 1889 г. Карнеги построил здание библиотеки для городка Бреддок, где находился сталелитейный завод, а потом финансировал сооружение 2811 библиотек в различных странах мира. На библиотечное дело им было потрачено около 50 млн. долларов.
Для поощрения деятельности профессорско-преподавательского состава университетов и развития в целом высшего образования Карнеги учредил специальный фонд. Только первый взнос предпринимателя на нужды этой благотворительной организации составил 10 млн долларов.
В 1911 г. В Нью-Йорке была учреждена Корпорация Карнеги, призванная содействовать «продвижению и распространению знаний в народе» посредством школ, институтов, библиотек, научных исследований. Этой организации бизнесменом было тогда ассигновано 125 млн долларов. И Корпорация и Фонд Карнеги действуют по сегодняшний день. Они финансово поддерживают в различных уголках мира, включая Россию, не просто распространение знаний и проведение исследований, а преимущественно тех из них, которые соответствуют современной мировоззренческой концепции глобализма и признают совершенство западного цивилизационного устройства. В определенной мере такие установки соответствовали и подходам самого Эндрю Карнеги, считавшего Соединенные Штаты Америки воплощением торжества демократии, лидером мировой цивилизации.
Можно по-разному оценивать мировоззренческие взгляды Карнеги. Правомерно критически относиться к восхваляемой им «образцовой» роли США в общественном мироустройстве. Тем более, что события последнего исторического периода дают дополнительные аргументы в пользу такого критического подхода (практика силового насаждения «демократии» в Югославии и Ираке, политика двойных стандартов и др.). Но нельзя не признать значимости и позитивного влияния благотворительной концепции Карнеги и его роли в развитии благотворительности в целом. Известно, что только при жизни он затратил на эти цели более 350 млн долларов. Десятки миллионов долларов были им завещаны на нужды филантропии и меценатства, которые через благотворительные организации, носящие его имя, и ныне служат этому благородному делу.
Частная благотворительность в новое время, конечно же, не была уделом лишь стран Запада. Она развивалась и на Востоке. Местные правители одаривали своих подданных в дни праздников, торжеств по случаю военных побед, завершения крупного строительства, рождения наследника. В мусульманских государствах знать считала своим религиозным долгом помогать бедным. Как в христианских странах церкви, так мечети в исламских государствах были средоточием помощи обездоленным и страждущим. Поэтому многие частные благотворители свои пожертвования передавали мечетям. Распространена была практика дарения, завещания мечетям значительных земельных владений. В Египте на рубеже XVIII—XIX вв. такие владения назывались благотворительными земельными фондами — вакфами. Французский инженер Мишель Анже Ланкре, находившийся тогда в Египте, писал, что земельные дарения, формировавшие благотворительные фонды мечетей, назывались ризк, т. е. милостыня. Получая от частных благотворителей в дар земельные владения, мечети получали доходы от них, определенная часть которых направлялась на нужды бедных, сирот, вдов, неизлечимо больных. Таким образом, частная благотворительность, опосредованная религиозными учреждениями, служила благому делу, помогая обездоленным.
Во второй половине XIX — начале XX в. частная благотворительность все более стала приобретать общественный характер. Пожертвования от частных лиц передавались не только и не столько напрямую нуждавшимся в помогли, сколько сосредоточивались в определенных организационных структурах — благотворительных обществах, фондах, братствах и др. Эти организации придавали благотворительному делу упорядоченный и системный характер, отслеживая приоритетность, целевую направленность и действенность благотворительного воздействия. В отличие от простой раздачи милостыни без разбора, которая ненароком способствовала росту «профессионального» нищенства, организованная благотворительность ограничивала это постыдное явление.
Процесс трансформации частной благотворительности в общественную можно проследить на примере того же Эндрю Карнеги. Он от частных взносов на благотворительные цели перешел к созданию на рубеже XIX—XX вв. специализированных благотворительных организаций.
Активными деятелями на ниве благотворительности в первой половине XIX в. были Томас Чалмерс и Джозеф Туккерман. Чалмерс в 1819 г. создал организационную структуру, которая оказывала поддержку бедным людям. Его благотворительная организация, активно функционировавшая в английском г. Глазго, помогла многим людям подняться из нужды путем активизации своих возможностей в самообеспечении и самообразовании. Будучи основателем Бостонского общества предотвращения пауперизма, протестантский священник Туккерман часто общался с семьями бедняков, а для работы с ними находил добровольных помощников. Члены этой благотворительной организации, созданной в США в 1835 г., в своей работе использовали опыт Чалмерса. Они пытались учить подопечных самостоятельно решать свои проблемы.
Американцем Робертом Хартли в 1834 г. в Нью-Йорке была основана Ассоциация за улучшение положения бедных. Эта благотворительная организация убеждала лиц, занимавшихся бродяжничеством и склонным к лени, пьянству, отказаться от прежней жизни и трудом обеспечивать себя и своих близких.
В 70-е гг. XIX в. в США было создано Американское общество организации благотворительности. Примерно в те же годы в Великобритании появилось Лондонское общество организованной благотворительности, лидером которого стала Октавия Хилл. По своему характеру это были светские организации, помогавшие нищим, бедным, безработным. Активисты организаций посещали их дома, определяли причины возникших проблем и пути их решения.
В Германии в 1880 г. был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1898 г. в Берлине был создан «Союз по защите детей от жестокого обращения и эксплуатации». Эта общественная организация помогала беспризорникам, выступала против непосильного детского труда, отстаивала требования обеспечения надлежащего ухода за ними. Она взаимодействовала с другими общественными организациями, занимавшимися благотворительностью.
Влиятельной общественной организацией, стремившейся оказывать помощь военнопленным, больным и раненым воинам, стал Красный Крест. Эта организация была создана швейцарским писателем Анри Жаном Дюнаном в 1836 г. и вскоре получила распространение во многих странах мира, включая США и Россию. В мусульманских государствах она стала называться обществом Красного Полумесяца. В мирное время Красный Крест оказывал помощь лицам, пострадавшим от эпидемий, стихийных бедствий, а также проводил профилактическую работу по предупреждению массовых заболеваний.
Большое количество благотворительных организаций создавалось и под патронатом церкви. В 1844 г. в Лондоне была создана Христианская ассоциация молодых людей, а в 1866 г. в американском Бостоне основана Христианская ассоциация молодых женщин. Эти благотворительные организации сочетали пропаганду христианского учения с конкретной помощью нуждающимся.
В Германии особую активность в сфере благотворительности проявляла евангелическая церковь. Целый ряд ее благотворительных ассоциаций и учреждений назывались «внутренней миссией». В 1877 г. германской евангелической церковью было создано Объединение подруг молодых дев. Оно оказывало помощь сельским девушкам и молодым женщинам, вынужденным из-за нужды приезжать в города для поиска заработка. Такую же заботу проявляли и некоторые католические благотворительные организации, одной из которых было Марианское объединение по защите девушек, созданное в Германии в 1895 г. Большую работу активисты объединения проводили на вокзалах, откуда начиналось знакомство молодых провинциалок с городской жизнью. Добровольцы из Марианского объединения, в роли которых часто выступали монашки, предоставляли приезжим девушкам адреса соборов, где можно было найти ночлег и временный приют. Им также подыскивались рабочие места сиделок, нянечек, служанок.
В 1878 г. в Англии была создана христианская благотворительная организация Армия спасения, действующая и поныне во многих странах мира. Основателем ее являлся протестантский священник Уильям Бут. Организация проводила активную работу по оказанию помощи бедным, бездомным, больным, перевоспитанию преступников, лиц аморального поведения, алкоголиков, наркоманов и др. Ее деятельность успешно осуществлялась тогда в США, Канаде, Франции, Австрии, Швейцарии, Индии, на территории Южной Африки. Особенностью Армии спасения является армейский образец организационных структур. Руководитель всей этой евангелической организации имеет ранг генерала, а во главе территориальных отделений стоят лица в ранге полковников. На местах работа организации сосредоточивается в основном в общинных объединениях, возглавляемых офицерами, которые набирают солдат-добровольцев, готовых по религиозным мотивам бескорыстно помогать бедным и обездоленным.
В1884 г. в Великобритании была основана религиозная благотворительная организация, призванная помогать бедным. Она получила позже название сеттльментского движения. Сеттльментами территориальные благотворительные учреждения назывались по аналогии с европейскими кварталами в колониях. Опорными пунктами организации были территориальные благотворительные учреждения, существовавшие на частные пожертвования верующих. Они оказывали социальную помощь окрестному населению, нуждавшемуся в поддержке. Лондонское благотворительное учреждение этой организации именовалось Тойнби-Холл. Для его работы активно привлекались добровольцы из числа верующих, включая пожилых людей, пенсионеров и особенно студентов. Сеттльментское движение в конце XIX в. широко распространилось не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки, где действовало более четырехсот благотворительных учреждений типа Тойнби-Холла. Некоторые из сотрудников-добровольцев непосредственно проживали в таких учреждениях, чтобы постоянно контактировать и более эффективно воздействовать на своих подопечных.
В развитии общественной благотворительности в определенной мере были заинтересованы и государственные власти. Они понимали, что деятельность благотворительных организаций способствует сохранению социальной стабильности и утверждению социального партнерства. Неудивительно, что Учредительное собрание после революционных событий во Франции 1848 г., включило в конституцию, принятую в ноябре 1848 г., право граждан на общественную благотворительность.
Общественное призрение и благотворительность получили в зарубежных странах широкое развитие. Сельские и приходские общины, церкви и монастыри, городские самоуправления проводили значительную работу по призрению бедных, немощных, сирот. Ими создавались социальные учреждения и попечительства, в рамках которых эта деятельность приобрела более организованный и системный характер. Сохранялись традиции частной филантропической и меценатской деятельности. Особый размах получила общественная благотворительность. В этой сфере к концу XIX — началу XX в. был достигнут вполне определенный успех. Однако отсутствие профессионализма у сотрудников благотворительных организаций, попечительств, учреждений общественного и государственного призрения снижало результативность их работы по оказанию социальной помощи. Становилось очевидным, что подвижниками, добровольцами и работниками, не владеющими необходимыми профессиональными знаниями, навыками, невозможно обеспечить должный уровень высококвалифицированной и системной помощи нуждающимся.
К концу XIX — началу XX в. по мере складывания в странах Запада основ индустриального общества вызрели объективные предпосылки для появления профессиональной социальной помощи. Именно тогда зародилась социальная работа как профессия и начался процесс ее институционализации.