Развитие зарубежной юридической науки и практики

В современном мире необходимым условием успешного развития национальной правовой системы любого государства является использование сравнительного метода исследования. Это позволяет лучше понять и совершенствовать свое право, а также выявлять в праве иностранных государств юридико-технические приемы, наиболее эффективные для регулирования правовых отношений в современных условиях. Как справедливо отмечали К. Цвайгерт и Х. Кетц, “правовые исследования приобретают по-настоящему научный характер только тогда, когда поднимаются выше исследования любой национальной системы».

Как известно, в мире существует несколько правовых систем, каждая из которых наделена своими специфическими чертами, что формирует особый тип юридической практики и юридической науки в разных странах.

На базе сравнительного изучения правовых систем сформировалось и завоевывает все большее признание такое научное направление, как сравнительное правоведение. Речь идет о важном направлении развития юридического образования и правовой науки, роль которого в современный период возрастает. Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость развития сравнительного правоведения, являются:

многообразие правовых систем современности;

развитие правовых взаимосвязей и расширение международных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами;

появление на правовой карте мира правовых систем новых не зависимых государств;

деятельность международных организаций на сравнительной основе.

Юридическая картина современного мира складывается из множества существующих и функционирующих на данном этапе развития общества правовых систем. Национальной правовой системой называют конкретно-историческую совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Правовая система каждого государства, как правило, является отражением основных закономерностей развития данного общества, его исторических и национально-культурных особенностей. Сегодня в мире насчитывается около 200 национальных правовых систем: например, национальные правовые системы России, Франции, США, Новой Зеландии, Японии и т. д.

Совокупность национальных правовых систем, обладающих доминирующими сходными чертами, правоведы объединяют в отдельные группы - правовые семьи.

В зависимости от избранных критериев группировки, как правило, различают пять-семь правовых семей. В основу классификации могут быть положены различные факторы, такие как, исторические, идеологические, технико-юридические, материально-правовые, стилевые, культурно-правовые, расовые, религиозно-этнические, комплексные.

В отечественном правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-исторические признаки правовых семей. Соответственно выделяют следующие основные правовые семьи:

1) романо-германскую (континентальную) правовую семью;

2) англо-саксонскую правовую семью (семью общего права);

3) семью социалистического права;

4) мусульманскую правовую семью;

5) африканскую правовую семью.

Говоря об общих закономерностях и особенностях развития зарубежной юридической науки, то следует отметить, что наука зарубежных стран имеет собственную историю. Как самостоятельная область научного знания она берет свое начало с конца XVIII—ХIХ в. Так, большую роль в накоплении историко-правовых знаний сыграла историческая школа права в Германий (Г. Пухта, Ф.Сминьич др.), которая вела исследования главным образом по истории римского и национального германского права. Затем труды представителей этой школы сменяют работы с более широким охватом разных стран и исторических эпох (Э. Лабуле и Р. Дареста — во Франции, Г. Мэна и Г. Спенсера — в Англии, А. Лосто — в Германии, Л.Г. Виноградова и Н.И. Кареева — в России и др.).

Широкое распространение во второй половине XIX — начале XX в. историко-сравнительного метода способствовало изучению истории государства и права в контексте экономических и социальных отношений; в историко-правовых исследованиях социологическое направление пришло на смену позитивизму. Важной вехой в развитии этого направления.явились работы русского ученого М.М. Ковалевского, немецкого историка права Э. Нейкампа, американского юриста О. Холмса и др.

В западной литературе по юридическим вопросам в XIX—XX вв. был накоплен и обобщен огромный фактический материал, что сделало возможным издание ряда фундаментальных работ: многотомной “Истории права” немецких ученых И. Колера и Л. Венгера (1914), “Панорамы правовых систем” (1928) и “Истории права” (1924) американских историков права Д. Вигмо ра и У. Сигля. После Второй мировой войны ряд крупных работ по истории права и политических институтов опубликовали французские ученые Ж. Эллюль, Р. Монье, Ж. Имбер, Ф. Гаррисон и др. Определенный вклад в освещение историко-правовых проблем внесли представители науки сравнительного правоведения (Р. Давид и др.). Развитие историко-правовых исследований сделало возможным введение в целом ряде университетов Западной Европы и США специальных курсов по истории национального, а также иностранного права или же по истории права и политических институтов. Попытки введения таких курсов предпринимались и в университетах дореволюционной России. Так, в 1804 году профессор Московского университета П. Цветаев читал курс по “праву знатнейших древних и нынешних народов”, а в начале XX века (1907 — 1908 гг.) профессор В.Г. Щеглов осуществил издание курса по всеобщей истории права в нескольких выпусках.

Велико теоретическое и практическое значение изучения зарубежного опыта. Оно вооружает юристов, которым предстоит трудиться на рубеже XX и ХХI вв., необходимыми знаниями, которые помогут им в практической деятельности по дальнейшему осуществлению программы глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, по реализации конституционной идеи правового государства в Российской Федерации.

Представители зарубежного юридического опыта ставят на первое место человека, так как объективные процессы истории в значительной мере опосредованы личностью, проходят через его внутренний мир и опыт. выражается в образе жизни человека, его мировоззрении, способах ориентации, системе ценностей.