Развитие отечественных наук уголовно-правового цикла

К отечественным наукам уголовно-правового цикла, как правило, относят: уголовное право, уголовный процесс, криминологию и иные науки. Проблемы преступности, причины и условия ее развития, характеристики личности преступника и эффективность защиты от преступности личности, общества и государства привлекали к себе внимание философов, юристов, социологов и ученых других смежных отраслей знаний еще в древности. Так, Демокрит в V – VI вв. до н.э. ставил социальные условия существования общества на первое место в числе факторов, обуславливающих преступность, и считал, что угроза наказания имеет второстепенную роль. Протагор (V в. до н.э.) и Платон (V-VI вв. до н.э.) делали акцент на важности и объективности наказания за совершенное преступление, а Эпикур в IV-III вв. до н.э. предлагал способы изоляции от общества для неисправимых преступников.

Некоторые мыслители связывали преступность с искаженными или деформированными потребностями человека, его эгоизмом, алчностью и существованием других пороков воспитания. Например, Диоген в V – VI вв. до н.э., Аристотель (IV в. до н.э.) усматривали корни преступности в социальной и личностно-мотивационной природе.

Римские юристы (например, Цицерон) особое внимание уделяли нормативно-правовому регулированию поведения людей.

Ф.Аквинский считал, что добродетельные люди в состоянии регулировать свое поведение без угроз карательных мер, т.е. как бы заложил общие основы индивидуальной профилактики правонарушений.

Особое значение для развития отечественных наук уголовно-правового цикла имели научные труды Ч. Беккариа (1738-1794). Основная его идея – предупредительное воздействие наказания. Наказание должно быть публичным, своевременным и справедливым, перечень наказуемых деяний должен быть доведен до всех граждан.

Екатерина II считала, что количество преступлений будет снижено, если среди населения удастся распространить тексты уголовных законов. Влиянию этих идей был подвержен А.Н.Радищев (1749-1802), но причины преступности связывал с крепостническим строем, чем вызвал недовольство императрицы.

В анализ механизма преступного поведения большой вклад внесла немецкая классическая школа. Так, И.Кант (1724-1804) проповедовал идею принесения целей других людей в жертву собственной цели.

Классики марксизма - ленинизма исходили из концепции развития и смены общественно-экономических формаций, закономерностей социального развития, обуславливающих общественное сознание и социальное поведение.

Выдающиеся мыслители XX в. П.А.Сорокин (1889-1968) и И.А. Ильин (1883-1954), не отвергая социальной природы преступности, утверждали, что преступление, по сути, - явление психическое. И.А.Ильин отмечал в преступлении, прежде всего, состояние сознания лица как результат его волевого акта.

Работы М.В. Духовского и И.Я. Фойницкого, последователей социологической школы уголовного права, обуславливают постепенное становление криминологических исследований в России в рамках существующих уголовно-правовых доктрин. Аналогичной точки зрения придерживался А.А.Пионтковский. Другие авторы выступали против такого объединения (например, Н.С.Таганцев).

Особый вклад в отечественные науки уголовно-правового цикла внесли представители антропологической школы, основателем которой является Ч. Ломброзо. Признавая роль социальных факторов, они не отказывались от идеи «прирожденного преступника».

Заметное влияние в отечественной криминологии оказали идеи З. Фрейда и его школы о роли бессознательного в мотивации и регуляции поведения.

С целью объединения исследований постановлением СНК РСФСР от 25 марта 1925 года был создан Государственный институт по изучению преступности и преступника, сотрудники которого участвовали в экспертизе Уголовного кодекса РСФСР 1926 года. В 1931 году институт был реорганизован в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики.

Большой вклад в исследования уголовного права и процесса внесли юридические учебные заведения. Также в конце 50- начале 60-х гг. активно создаются секции для криминологических исследований. В 1963 году в МГУ им. М.В.Ломоносова был прочитан первый в стране курс криминологии. С 1964 года криминология стала обязательной дисциплиной для студентов-юристов. В мае 1963 года был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности позже переименованный во Всероссийский институт проблем укрепления законности и правопорядка. При этом за институтом сохранялась роль головного криминологического научного центра.

Характерным для наук уголовно-правового цикла в настоящий период является сочетание теоретических и прикладных исследований. Особо следует отметить участие исследователей в научном обеспечении законодательного регулирования борьбы с преступностью, прежде всего с организованной. Сохраняются и развиваются связи отечественной науки с представителями этой научной отрасли в зарубежных странах.