Инновационные технологии и формирование единого образовательного пространства России. Новые информационные и телекоммуникационные технологии в системе образования.
Педагогическая инновационная технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для магистров и преподавателя (В.М.Монахов). В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационном институте.
Инновационным институтом называется учебное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Селевко, 1998). Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных институтов:
• Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
• Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в обычном институте.
• Концептуальность учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.
• Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
• Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.
• Наличие признаков или результатов, определяющих реальность и эффективность авторской школы. Современные инновационные технологии в образовании
В настоящий момент в магистерском образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.
1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). В результате в методической системе появляются новые информационные технологии, а магистры имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ.
2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность магистра, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность студента в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.
3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого студента в отдельности, института в целом.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах творчества и др.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Телекоммуникации и компьютерные технологии в обучении дают старт новым формам представления информации и передачи знаний. Одной из таких форм становится дистанционное обучение, представляющее собой комплекс образовательных услуг, оказываемых многочисленным сегментам населения на национальном или транснациональном уровне с помощью специализированной информационно-образовательной среды, основывающейся на средствах обмена учебно-методической информацией на расстоянии.
В современном мире дистанционное обучение является одним из перспективных способов получения образования с помощью тех возможностей, которые предоставляют современные телекоммуникационные технологии. Особую популярность дистанционное образование получило в области гуманитарных дисциплин. Его целью является творческое самовыражение уда ленного студента, а основные черты - личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования, способствующий повышению мотивации обучения, стимулирующий самообразование, формирующий навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности, повышающий интенсивность и результативность образования.
Преимуществом дистанционного обучения является индивидуальное расписание, постоянный контакт с преподавателем, другими студентами и администрацией ВУЗа. А стоимость такого образования в 3 - 5 раз дешевле, чем при очной форме обучения. Данный вид образования поможет решать проблемы обучения и повышения квалификации специалистов, не имеющих возможности по тем или иным причинам присутствовать на занятиях в учебной аудитории.
Как дистанционное, так и образование в аудитории является более наглядным, понятным и эффективным с помощью средств мультимедиа, используя текст, изображение, графики, анимацию, аудио- и видеоинформацию. При этом задействован зрительный анализатор, и студент работает на послепроизвольном внимании, единственном из трех видов внимания, когда совмещаются два главных качества работоспособности: эффективность и длительность. На основе информационных технологий возникает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Студент осваивает материал в режиме, наиболее соответствующем уровню его индивидуальной подготовки, а интерактивные методы позволяют ему наиболее полно раскрыться творчески.
На современном этапе реформирования образования в условиях глобализации можно выделить три основные технологии дистанционного образования:
1. Кейс-технология, при которой учебно-методические материалы (кейс) пересылают студенту для самостоятельного изучения с регулярными консультациями у преподавателей - консультантов в региональных учебных центрах;
2.Телевизионная технология, которая основана на использовании оцифрованных телевизионных лекций;
3.Интернет-технология, которая обеспечивает студентов учебно-методическим материалом и предполагает интерактивное взаимодействие между преподавателем и студентами.
В конце XX - начале XXI века сформировалось новое понятие провайдеры дистанционного образования, имеющие качественные различия:
- военные ведомства, использующие технологии для обучения военнослужащих;
- корпорации и компании, разрабатывающие системы дистанционного образования, сокращая расходы на переподготовку специалистов;
- независимые провайдеры, оказывающие образовательные услуги в разных областях знания, не имеющие прав на выдачу дипломов и сертификатов государственного образца;
- аккредитованные учебные заведения, использующие дистанционное образование в классическом учебном процессе, присуждающие ученые степени, выдающие дипломы и сертификаты.
Виды дистанционных занятий определяются особенностями педагогического процесса, а так же набором информационных и телекоммуникационных средств и сервисов, имеющихся в наличие у обучающего центра.
Практика доказала продуктивность использования в дистанционном образовании следующих видов занятий:
1.Вводное занятие, проводимое с целью разъяснения задач курса, обзора его тематики. Такое занятие обычно оформляют в виде набора вебстраниц на образовательном сервере.
2.Индивидуальное занятие-консультация, проводимое в различных формах с учетом особенностей каждого ученика.
3. Дистанционная конференция по электронной почте, основанная на тщательной проработке структуры регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки.
4. Чат-занятие, проводимое в реальном времени, основанное на четком расписании и формулировке вопросов-проблем, предусматривающее так же возможность записи текста занятия для анализа и использования в дальнейшем.
5. Веб-занятие имеет множество вариантов - это дистанционные уроки на основе:
- веб-квестов (специально подготовленных страниц по изучаемой теме и поиска студентом материалов по ссылкам);
- конференций в виде форумов;
- семинаров;
- деловых игр и т.п.
6. Дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями являющаяся эффективной формой обучения и контроля, проводимая с помощью электронной почты или с использованием веб-форм.
Новые информационные технологии и Интернет широко используются при обучении гуманитарным дисциплинам в учебном процессе и научных исследованиях, применяются тестирующие, обучающие и развивающие про граммы. У гуманитарных кафедр и факультетов ВУЗов имеется электронный банк литературы по различным специальностям, их информационные ресурсы периодически пополняются учебными и научными программами. Дистанционные формы различных учебно-методических мероприятий применяются и для преподавателей. Одно из направлений - повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и довольно часто стали организовываться дистанционные педагогические конференции и конкурсы.