Японская премия по качеству
Японская премия по качеству разработана на базе критериев премии М. Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента.
С 1996 г. японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя.
Японская премия по качеству вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению, с учетом мирового опыта применения систем контроля и управления качеством. Японскую премию часто противопоставляют премии Деминга. Концепции этих премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе на премию Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии по качеству не стремятся именно к победе. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.
Модель Японской премии по качеству построена на взаимосвязи восьми основных категорий:
- лидерство и принятие решений,
- социальная ответственность в управлении,
- понимание клиентов и рынка и работа с ними,
- разработка и реализация стратегии,
- обучение и развитие персонала,
- процесс создания ценностей,
- информационный менеджмент,
- результаты работы.
Процедура определения победителей аналогична другим премиям. Эксперты оценивают конкурсантов по каждой категории, выставляя балльную оценку с учетом подхода — внедрения – результатов. Эталонный уровень характеризуется суммарной оценкой в 1000 баллов по всем восьми категориям.
Премии Правительства Российской Федерации в области качества
Российская премия по качеству учреждена Правительством Российской Федерации в 1996 г. Согласно Положению о премиях Российской Федерации в области качества, «премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством». Задача, которую призвана решать национальная премия, — вывести качество российского менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.
Организационно-техническое обеспечение конкурса возложено на Госстандарт России (ныне — Ростехрегулирование. — Прим. ред.) и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).
Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Это дает возможность российским компаниям строить свою деятельность на принципах, которыми руководствуется большинство зарубежных фирм. Однако российская премия — не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой.
Так, оценка группы «возможности» в российской модели выше, чем в модели EFQM, что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и зачастую не всегда объективных результатов.
При оценке категорий из группы «возможности» экспертами учитываются совершенство подхода, его полнота, а также оценка и пересмотр подхода (эталонного сопоставления). Для категорий группы «результаты» оцениваются достижения и полнота охвата. Конкурс также предполагает экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее обследование на местах.
Наименов. | Премия Деминга | Национальная премия качества Малколма Болдриджа | Европейская премия качества | Японская премия качества | Российская премия качества |
Год учреждения | |||||
Цель | Дать оценку и признание организациям, разрабатывающим и применяющим методы управления качеством в масштабах компании. | Повысить конкурентоспособность через: - совершенствование текущей деятельности; - облегчение поиска и обмена информацией и опытом между компаниями; - создание инструментов для управления, планирования, оценки деятельности и обучения организации. | Создать в Европе систему, аналогичную премии Болдриджа в США и премии Деминга в Японии, которая смогла бы помочь европейским организациям в повышении их конкурентоспособности на мировом рынке за счет улучшения методов управления и качества деятельности. | Повысить конкурентоспособность японских компаний, стимулируя внедрение современных принципов и методов управления, способствуя обмену знаниями и опытом между компаниями. | Способствовать повышению конкурентоспособности экономики, поощряя организации, которые работают, развиваются с учетом принципов, используемых лидерами мировой экономики, и распространить их опыт среди отечественных предприятий. |
Организация | Японский союз ученых и инженеров | Национальный институт стандартов и технологии, Американское общество качества | Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM) | Японский центр производительности для социально экономического развития | Правительство РФ Госстандарт РФ, ВНИИ Сертификации |
Модель | Модель премии Деминг | Критерии Болдриджа | Модель совершенствования EFQM | Модель ЯПК на базе критериев Болдриджа | Адаптированная модель EFQM |
Число, наименование критериев | 1. Политика в области управления и ее реализация 2. Разработка новой продукции и инновация процессов 3. Поддержание и улучшение качества 4. Система менеджмента 5. Анализ информации и применение новых технологий 6. Развитие человеческих ресурсов | 1. Лидерство 2. Стратегическое планирование 3. Ориентация на потребителя и рынок 4. Измерение, Анализ и Управление на основе знаний 5. Важность человеческих ресурсов 6. Оперативное управление 7. Бизнес-результаты | 1. Лидерство 2. Политика и стратегия 3. Люди 4. Партнерство и ресурсы 5. Процессы организацией 6. Удовлетворение потребителей 7. Удовлетворение персонала 8. Влияние на общество 9. Ключевые результаты деятельности | 1. Лидерство и принятие решений 2. Социальная ответственность в управлении 3. Понимание клиентов и рынка и работа с ними 4. Разработка и реализация стратегии 5. Обучение и развитие персонала 6. Процесс создания ценностей 7. Информационный менеджмент 8. Результаты работы | 1. Лидирующая роль руководства 2. Политика и стратегия организации в области качества 3. Персонал 4. Партнерство и ресурсы 5. Процессы, осуществляемые организацией 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции 7. Удовлетворенность персона 8. Влияние организации на общество 9. Результаты работы организации |
Система оценки | Эффективность Совместимость Непрерывность Тщательность | Подход Внедрение Результаты | Результаты Подход Внедрение Оценка и Анализ | Подход Внедрение Результаты | Возможности: - совершенство подхода - полнота подхода - оценка и пересмотр подхода Результаты: - достижения - полнота охвата |
Бенчмаркинг | Нет | с 1991 | с 1992 | с 1996 | Нет |
Лауреаты | Хитачи, Ниссан, Тойота, Мицубиси, Фуджи-Ксерокс, НЭК и др. | Ксерокс, Моторола, Боинг, АйБиМ, Кадиллак, ФедЭкс, Риц-Карлтон Хотел и др. | Сименс, Бош, Нокиа, Вольво, Йелоу Пайджес, ТНТ и др. | НЭК, Рико, Фуджи-Ксерокс, АйБиМ Джапан, Пионер и др. | "Нарзан", "Северсталь", "Ивтелеком" |
В заключение, сформулируем преимущества, которые получают компании участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.
Премия качества как конкурс:
· Победа в конкурсе – это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей.
· Подтверждение высокого качества и надежности организации для бизнес-партнеров и всех заинтересованных сторон.
· Независимая экспертная оценка эффективности системы управления и определение областей, где необходимы первоочередные улучшения.
· Участие в конкурсе создает имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.
Премия качества как инструмент управления:
· Модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании.
· Создание эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования.
· Приведение в единую систему всех действий по улучшению качества.
· Самосовершенствование и измерение динамики улучшений компании через самооценку.
· Сравнение результатов оценки организации по критериям премий с эталонными и результатами конкурентов.
· Постоянный поиск лучших бизнес-решений, катализатор вовлечения компании в процесс бенчмаркинга.
· Повышение производительности и конкурентоспособности компаний на внутреннем и мировом рынках и, как следствие, развитие национальной экономики.
Раздел 2 – Процессный подход и его реализация