Японская премия по качеству

Японская премия по качеству разработана на базе критериев премии М. Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента.

С 1996 г. японская премия вручается организациям, достигшим высоких результатов в построении качественной системы управления, ориентированной на потребителя.

Японская премия по качеству вобрала в себя лучшее из современных подходов к управлению, с учетом мирового опыта применения систем контроля и управления качеством. Японскую премию часто противопоставляют премии Деминга. Концепции этих премий имеют принципиальные различия. В то время как большинство организаций, участвующих в конкурсе на премию Деминга, нацелены на завоевание премии, компании-соискатели Японской премии по качеству не стремятся именно к победе. Комитет конкурса позиционирует премию как модель для самооценки организации, как часть процесса непрерывного совершенствования.

Модель Японской премии по качеству построена на взаимосвязи восьми основных категорий:

- лидерство и принятие решений,

- социальная ответственность в управлении,

- понимание клиентов и рынка и работа с ними,

- разработка и реализация стратегии,

- обучение и развитие персонала,

- процесс создания ценностей,

- информационный менеджмент,

- результаты работы.

Процедура определения победителей аналогична другим премиям. Эксперты оценивают конкурсантов по каждой категории, выставляя балльную оценку с учетом подхода — внедрения – результатов. Эталонный уровень характеризуется суммарной оценкой в 1000 баллов по всем восьми категориям.

Премии Правительства Российской Федерации в области качества

Российская премия по качеству учреждена Правительством Российской Федерации в 1996 г. Согласно Положению о премиях Российской Федерации в области качества, «премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством». Задача, которую призвана решать национальная премия, — вывести качество российского менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать не только на российском, но и на мировом рынке.

Организационно-техническое обеспечение конкурса возложено на Госстандарт России (ныне — Ростехрегулирование. — Прим. ред.) и Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС).

Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества гармонизирована с критериями Европейской премии по качеству. Это дает возможность российским компаниям строить свою деятельность на принципах, которыми руководствуется большинство зарубежных фирм. Однако российская премия — не копия европейской и имеет отличия, обусловленные национальной спецификой.

Так, оценка группы «возможности» в российской модели выше, чем в модели EFQM, что отражает большую значимость для современной России потенциала компании, чем скромных и зачастую не всегда объективных результатов.

При оценке категорий из группы «возможности» экспертами учитываются совершенство подхода, его полнота, а также оценка и пересмотр подхода (эталонного сопоставления). Для категорий группы «результаты» оцениваются достижения и полнота охвата. Конкурс также предполагает экспертизу отчетов по самооценке и дальнейшее обследование на местах.

 


Наименов. Премия Деминга Национальная премия качества Малколма Болдриджа Европейская премия качества Японская премия качества Российская премия качества
Год учреждения
  Цель   Дать оценку и признание организациям, разрабатывающим и применяющим методы управления качеством в масштабах компании. Повысить конкурентоспособность через: - совершенствование текущей деятельности; - облегчение поиска и обмена информацией и опытом между компаниями; - создание инструментов для управления, планирования, оценки деятельности и обучения организации.   Создать в Европе систему, аналогичную премии Болдриджа в США и премии Деминга в Японии, которая смогла бы помочь европейским организациям в повышении их конкурентоспособности на мировом рынке за счет улучшения методов управления и качества деятельности. Повысить конкурентоспособность японских компаний, стимулируя внедрение современных принципов и методов управления, способствуя обмену знаниями и опытом между компаниями. Способствовать повышению конкурентоспособности экономики, поощряя организации, которые работают, развиваются с учетом принципов, используемых лидерами мировой экономики, и распространить их опыт среди отечественных предприятий.
  Организация       Японский союз ученых и инженеров Национальный институт стандартов и технологии, Американское общество качества Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM) Японский центр производительности для социально экономического развития   Правительство РФ Госстандарт РФ, ВНИИ Сертификации
Модель     Модель премии Деминг Критерии Болдриджа Модель совершенствования EFQM Модель ЯПК на базе критериев Болдриджа Адаптированная модель EFQM
Число, наименование критериев 1. Политика в области управления и ее реализация 2. Разработка новой продукции и инновация процессов 3. Поддержание и улучшение качества 4. Система менеджмента 5. Анализ информации и применение новых технологий 6. Развитие человеческих ресурсов 1. Лидерство 2. Стратегическое планирование 3. Ориентация на потребителя и рынок 4. Измерение, Анализ и Управление на основе знаний 5. Важность человеческих ресурсов 6. Оперативное управление 7. Бизнес-результаты 1. Лидерство 2. Политика и стратегия 3. Люди 4. Партнерство и ресурсы 5. Процессы организацией 6. Удовлетворение потребителей 7. Удовлетворение персонала 8. Влияние на общество 9. Ключевые результаты деятельности 1. Лидерство и принятие решений 2. Социальная ответственность в управлении 3. Понимание клиентов и рынка и работа с ними 4. Разработка и реализация стратегии 5. Обучение и развитие персонала 6. Процесс создания ценностей 7. Информационный менеджмент 8. Результаты работы 1. Лидирующая роль руководства 2. Политика и стратегия организации в области качества 3. Персонал 4. Партнерство и ресурсы 5. Процессы, осуществляемые организацией 6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции 7. Удовлетворенность персона 8. Влияние организации на общество 9. Результаты работы организации
Система оценки Эффективность Совместимость Непрерывность Тщательность Подход Внедрение Результаты Результаты Подход Внедрение Оценка и Анализ Подход Внедрение Результаты Возможности: - совершенство подхода - полнота подхода - оценка и пересмотр подхода Результаты: - достижения - полнота охвата
Бенчмаркинг Нет с 1991 с 1992 с 1996 Нет
Лауреаты Хитачи, Ниссан, Тойота, Мицубиси, Фуджи-Ксерокс, НЭК и др. Ксерокс, Моторола, Боинг, АйБиМ, Кадиллак, ФедЭкс, Риц-Карлтон Хотел и др. Сименс, Бош, Нокиа, Вольво, Йелоу Пайджес, ТНТ и др. НЭК, Рико, Фуджи-Ксерокс, АйБиМ Джапан, Пионер и др. "Нарзан", "Северсталь", "Ивтелеком"

 

В заключение, сформулируем преимущества, которые получают компании участвуя в конкурсе или используя модели премий как инструмент управления.

 

Премия качества как конкурс:

· Победа в конкурсе – это признание лидерства организации со стороны бизнес-сообщества и потребителей.

· Подтверждение высокого качества и надежности организации для бизнес-партнеров и всех заинтересованных сторон.

· Независимая экспертная оценка эффективности системы управления и определение областей, где необходимы первоочередные улучшения.

· Участие в конкурсе создает имидж компании, стремящейся к улучшению качества бизнеса.

 

Премия качества как инструмент управления:

· Модель и критерии премий предлагают готовую стратегию развития компании.

· Создание эффективной системы управления на принципах постоянного совершенствования.

· Приведение в единую систему всех действий по улучшению качества.

· Самосовершенствование и измерение динамики улучшений компании через самооценку.

· Сравнение результатов оценки организации по критериям премий с эталонными и результатами конкурентов.

· Постоянный поиск лучших бизнес-решений, катализатор вовлечения компании в процесс бенчмаркинга.

· Повышение производительности и конкурентоспособности компаний на внутреннем и мировом рынках и, как следствие, развитие национальной экономики.

Раздел 2 – Процессный подход и его реализация