Структура педагогического процесса

Лекция 2 Педагогический процесс и его характеристика

План:

1. Сущность педагогического процесса.

2. Педагогический процесс как динамическая система.

3. Основные функции педагогического процесса.

4. Структура педагогического процесса.

5. Основные этапы педагогического процесса

Литература:

1. Педагогика /Под ред. Пидкасистого П.И. – М., 1996.

2. Подласый И.П. Педагогика. Кн. 1. – М., 2000.

3. Кукушин В.С. Общие основы педагогики. – М., 2002.

4. Загвязинский В.И. Основы общей педагогики. – М., 2004.

 

Педагогический процесс Специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

 

Основная единица педагогического процесса – педагогическая задача

Педагогический процесс – динамическая педагогическая система

 

    Функции
  1. Просвещения (образовательная)
  2. Развития (развивающая)
  3. Формирование отношений к предметам окружающего мира (воспитывающая)
  4. Социальная адаптация (социальная)

 

I субъекты педагогического процесса
природа государство СМИ Внешк учрежд. школа воспитанник семья Культ- просвет учреждпу религия обычаи язык
II процессуальная структура
взаимодействие воспитателей и воспитанников ↓ ↓ ↓
Деятельность педагогов (родителей, учителей, педагогов внешкольных и культурно-просветительных учреждений, общественных организаций, СМИ и т.д.)       Целевой компонент ↓ Содержательный компонент ↓ Деятельностный(организационно-управленческий) компонент ↓ Результативный компонент   Деятельность воспитанников и их групп (одаренных, способных, слабых, педагогически запущенных, больных, с асоциальным опытом поведения и др.)    
 
Движущие силы педагогического процесса
внешние противоречия внутренние противоречия
Между внешними воздействиями, требованиями и внутренней готовностью им соответствовать. Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном процессе Между обобщенным опытом, в содержании образования и индивидуальным жизненным опытом отдельной личности Между пед средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их учащимися Между сформированным идеалом личности и реальным поведением. Между оценкой и самооценкой. Между притязанием и возможностями. Между знанием личностью нравственно-этических норм и правил поведения в обществе и уровнем сформированности соответствующих умений и привычек.