Вычислительные возможности Excel

Для решения ряда экономических и финансовых задач целесообразно использовать многочисленные возможности ЭТ. Рассмотрим некоторые из них:

Для обозначения действия, например сложения, вычитания и т.п., в формулах применяются операторы. Все операторы делятся на несколько групп:

Оператор Значение Пример
Арифметические операторы
+ Сложение =A1+B2
- Вычитание или унарный минус =A1- B2 =- B2
/ Деление =A1/B2
* Умножение =A1*B2
% Процент =15%
^ Возведение в степень =7^3
Операторы сравнения
= Равно =ЕСЛИ(A1=B2;Да;Нет)
> Больше =ЕСЛИ(A1>B2;A1;B2)
< Меньше =ЕСЛИ(A1<B2;B2;A1)
>= Больше или равно =ЕСЛИ(A1>=B2;A1;B2)
<= Меньше или равно =ЕСЛИ(A1<=B2;B2;A1)
<> Не равно =ЕСЛИ(A1<>B2; «не равны»)
Текстовые операторы
& Объединение последовательностей символов в одну последовательность символов = «Значение ячейки B2 равняется:»&B2
Адресные операторы
Диапазон (двоеточие) Ссылка на все ячейки между границами диапазона включительно =СУММ(A1:B2)
Объединение (точка с запятой) Ссылка на объединение ячеек диапазонов =СУММ(A1:B2;C3;D4:E5)
Пересечение (пробел) Ссылка на общие ячейки диапазонов =СУММ(A1:B2 C3 D4:E5)

 

Арифметические операторы используются для обозначения основных математических операций над числами. Результатом выполнения операций всегда является число. Операторы сравнения используются для обозначения операций сравнения двух чисел. Результатом выполнения операции сравнения является логическое значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Для выполнения вычислений в программе Excel используются формулы. С их помощью можно, например, складывать, умножать и сравнивать данные таблиц, т.е. формулами следует пользоваться, когда необходимо ввести в ячейку листа вычисляемое значение.

Автоматические вычисления.Некоторые вычисления можно производить без ввода формул. ЭТ благодаря своему удобному интерфейсу и вычислительным возможностям может вполне заменить расчеты с использованием калькулятора. Начиная с версии Excel 7.0 в ЭТ была встроена функция Автовычисления. Она позволяет быстро выполнять некоторые математические операции в автоматическом режиме. Чтобы увидеть промежуточные результаты суммирования необходимо выделить нужные ячейки и результат отобразится в строке состояния.

Функции в Excel. Функции в Excel в значительной степени облегчают проведение расчетов и взаимодействие с ЭТ. Наиболее часто применяется функция суммирования значений ячеек (СУММ). В таблицах часто требуется вычислить итоговую сумму по столбцу или строке. Для этого Excel предлагает функцию автоматической суммы - на панели инструментов. Если мы введем ряд чисел, установим курсор под ними и выполним двойной щелчок мышью по значку , то произойдет сложение чисел.

Мастер функций. Кроме суммирования Excel позволяет обрабатывать данные с помощью других функций. Любую функцию можно ввести непосредственно в строке формул с помощью клавиатуры, однако для упрощения ввода и снижения количества ошибок в Excel имеется Мастер функций (рисунок 3.9) .

 

Рисунок 3.9Окно Мастера функций

 

Вызвать окно диалога Мастера функций можно с помощью Вставка –Функция, комбинацией клавиш Shift+F3 или кнопкой .

Первый диалог Мастера функций организован по тематическому принципу. Выбрав категорию в нижнем окне, мы увидим список имен функций, содержащихся в данной группе. Для ускорения выбора Excel «помнит» имена 10 недавно использованных функций в соответствующей группе. В нижней части окна отображается справка о назначении функции и ее аргументах.

Поиск и замена данных.Для поиска данных воспользуйтесь командой Найти из меню Правка (рисунок 3.10).

 

Рисунок 3.10Окно Найти и заменить

Сортировка данных. Сортировка данных является достаточно частой операцией при работе со списками. С ее помощью можно поменять порядок строк в списке в соответствии с содержимым конкретных столбцов. Для упорядочения данных следует использовать команду Сортировка из меню Данные. Сортировка выполняется на выделенном диапазоне данных.

Фильтрация данных. Фильтры позволяют просматривать только те записи в таблице, которые удовлетворяют определенным условиям. При этом записи, не удовлетворяющие этим условиям, скрыты во время работы фильтра. В Excel возможны два способа фильтрации данных: автофильтр и расширенный фильтр.

Автофильтрследует применять для быстрой фильтрации с одним или двумя условиями, накладываемыми на ячейки отдельного столбца. Этот режим устанавливается командой Автофильтр в меню Данные. Работать с автофильтром довольно просто: например, чтобы отобрать только те записи, в которых значение параметра больше 500, следует воспользоваться кнопкой Список, в открывшемся списке выбрать Условие…, а затем в появившемся окне ввести критерий фильтрации (рисунок 3.11).

Рисунок 3.11Окно Автофильтр

 

Расширенный фильтр следует применять в тех случаях, когда требуется отфильтровать данные с более сложным условием, накладываемым на ячейки отдельного столбца, либо с условием, которое использует возвращаемое формулой значение.

Дополнительные возможности:

Шаблоны.В состав Excel входит набор шаблонов - таблицы Excel, которые предназначены для анализа хозяйственной деятельности предприятия, составления счета, наряда и даже для учета личного бюджета. Они могут быть использованы для автоматизации решения часто повторяющихся задач. Так, можно создавать документы на основе шаблонов Авансовый отчет, Счет, Заказ, которые содержат бланки используемых в хозяйственной деятельности документов. Эти бланк при печати не отличаются от стандартных бланков, и единственное, что нужно сделать для получения документа, - заполнить его поля.

Для создания документов на основе шаблона выполните команду Создать из меню Файл, затем выберите необходимый шаблон на вкладке Решения. Для создания ряда финансовых документов следует выбрать шаблон Финансовые шаблоны. Эта группа шаблонов содержит формы таких документов, как командировочное удостоверение, авансовый отчет, платежное поручение, счет – фактура, накладная, доверенность и т.д.

Excel позволяет пользователю самому создавать собственные шаблоны документов, а также редактировать имеющиеся. Файл шаблона имеет расширение .xlt

Рисунок 3.12Окно Шаблоны

Построение диаграмм. При обработке и анализе информации большую помощь оказывает ее графическое представление. Excel предоставляет пользователю мощные средства построения диаграмм.

ВExcel используется два типа диаграмм: внедренная диаграмма и диаграммные листы. Внедренная диаграмма применяется, когда исходные данные и диаграмму необходимо отобразить на одном листе. Соответственно диаграммные листы используются, когда графическое представление данных требуется расположить на отдельном листе рабочей книги.

Построение графического изображения производится на основе ряда данных – группы ячеек с данными в пределах одного столбца или строки таблицы. Для диаграммы можно использовать несколько рядов данных.

Для построения диаграммы следует запустить Мастер диаграмм командой Диаграмма в меню Вставка. Следуя указанием мастера, шаг за шагом производится построение диаграммы.

Для быстрого создания диаграммы на отдельном листе можно воспользоваться следующим способом. Выделить необходимые данные, включая категории и названия рядов, затем нажать клавишу F11. Если на основе сделанного выделения нельзя однозначно определить способ графического представления данных, автоматически запускается Мастер диаграмм (рисунок 3.13).

Рисунок 3.13Окно Мастера диаграмм

Связывание данных. При работе с большими таблицами может потребоваться задание связи между данными разных рабочих листов, а также сведение данных с нескольких листов на один итоговый лист. Для решения подобных задач в Excel предусмотрен ряд способов связывания данных.

При связывании рабочих листов в ссылке на ячейку дополнительно указывается имя рабочего листа, на котором она находится. Имя листа и адрес ячейки разделяются при этом символом «!». Таким образом, чтобы использовать в формулах ссылки на ячейки, находящиеся на другом рабочем листе, необходимо дополнительно указать в ссылке имя листа.

При изменении содержимого ячеек Excel автоматически пересчитывает формулы в зависимых ячейках.