Лекция 25

Церковно-государственные отношения в XVII веке. Раскол в русской православной церкви.

В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы 17 в., когда патриарх Филарет фактически соединил в своих руках светскую и церковную власть. Несмотря на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико.

Вместе с тем, внутри церкви имели место разногласия. Истоки восходят к 40-м годам XVII века, когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Их стремления сводились к назревшему «исправлению» церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновения светских начал в духовную жизнь населения. Их поддерживал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу надо положить древнерусские рукописные книги (протопоп Аввакум), другие – греческие оригиналы (Никон).

Когда в 1652 г. Никон стал патриархом, он приступил к проведению церковной реформы. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, произошла замена и других ритуалов.

Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, стал претендовать на государственную власть. Он стал называть себя «великим государем». Но Никон переоценил свои силы и возможности – приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны.

Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. Вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Собор объявил проклятие всем противникам церковной реформы – старообрядцам, считавшим своим главой и идейным вдохновителем протопопа Аввакума.

Причины и суть раскола в русской церкви – в нежелании части общества и духовенства признать необходимость перемен, в стремлении сохранить во что бы то ни стало русскую «старину». Формы, в которых выражалось движение старообрядцев, включали вооруженную борьбу с правительством (Соловецкое восстание 1668-1676 гг.), отшельничество, а также массовые самосожжения.