Тема 3.1 Информационные технологии для работы с текстовой информацией

Все ИТ для работы с текстами можно разделить на две группы:

1. текстовые редакторы;

2. текстовые процессоры.

Текстовый редактор – это программное средство для подготовки текстовых документов. Они представляют собой достаточно простые инструменты обработки текста, не поддерживающие форматирование (изменение внешнего вида текста), вставку рисунков, объектов и т.д. Основное назначение текстовых редакторов – создание и редактирование исходных текстов программ на языках программирования высокого уровня, ввод и редактирование тэгов HTML, XML и т.д. Основными пользователями текстовых редакторов являются программисты и системные администраторы. В качестве примера текстового редактора можно привести «Блокнот», входящий в стандартные программы операционной системы Windows.

Текстовый процессор – это компьютерная программа, предназначенная для ввода, редактирования, форматирования, сохранения в электронном виде и вывода на печать документов.

Подготовка документов с использованием текстовых процессоров включает в себя следующие этапы:

· набор текста;

· редактирование текста;

· форматирование отдельных структурных элементов будущего документа;

· печать документа;

· сохранение документа для дальнейшего использования.

Наиболее популярным текстовым процессором является офисное приложение Microsoft Word. Word имеет лучшее качество средств лингвистической поддержки, а именно – проверку орфографии и грамматики, расстановку переносов, наличие словарей, синонимов.

Программа OpenOffice Writer тоже осуществляет проверку правописания на русском языке и имеет средства расстановки переносов. Кроме того, в русскую версию программы входят шаблоны целого ряда документов, в которых учтены требования отечественных стандартов по делопроизводству.

Создание документов.Процесс создания документов разделяется на несколько подзадач:

· работа с деловой документацией;

· набор «полуфабриката» для дальнейшей верстки;

· подготовка научных публикаций;

· создание объемных документов.

Работа с деловой документацией. Составление деловой документации – достаточно простой процесс, речь идет об улучшенной версии пишущей машинки. С такой задачей справляются все программы, самое сложное в этом деле – вставка таблиц или добавление в документ картинки с логотипом фирмы.

Набор «полуфабриката» для дальнейшей верстки. Качество выполнение данной работы зависит от возможностей экспорта результатов работы в файловый формат, понятный издательским системам.

Подготовка научных публикаций. При подготовки научных публикаций возникают две проблемы – редактирование формул и создание библиографических ссылок. Microsoft Word не рекомендуется использовать для набора текстов с большим количеством формул.

Создание объемных документов. Все программы не любят работать с объемными таблицами, а большое количество внедренных иллюстраций значительно замедляет работу и может привести в аварийному закрытию программы.

Редактирование.Важным аспектом редактирования является возможность сохранения результатов правки в виде отдельной версии документа, при этом все версии храниться в одном файле. В Word сохранение нескольких копий сильно увеличивает объем файлов.

Верстка и оформление. Современные текстовые процессоры по возможностям оформления вплотную приближаются к издательским системам. Практически в каждой программе предусмотрены вставка текстовых и графических врезок, использование многоколенчатой верстки, страничных и концевых сносок, различных колонтитулов, а также средств для создания спецэффектов.