Элементы процесса общения

Слагаемые общения — формулирование цели и подготовка к общению, не­посредственно само общение, принятие решения.

Цель общения. Процесс общения начинается с формулирова­ния идеи. Этот шаг называется идеизацией, т.е. человек, кото­рый хочет общаться, должен передать появившуюся у него идею. Цели, которые формулирует менеджер, могут быть самыми раз­ными: заключить соглашение, подписать договор, разрешить спорный вопрос, убедить собеседника в чем-либо, получить не­обходимую информацию и т.п. Чем конкретнее сформулирова­на цель делового общения, тем больше определенности в после­дующем. Это особенно важно при выборе тактики общения. Чтобы идею менеджера понял и осознал собеседник, он сам должен иметь четкое представление о том, что он хочет полу­чить в результате воплощения идеи и какого характера воздей­ствие необходимо оказать на партнера по общению, чтобы цель была достигнута. Практика показывает, что многие идеи не ре­ализуются лишь потому, что у менеджера нет ясности и проду­манности в постановке вопроса.

Подготовка к общению. В процессе подготовки к общению рекомендуется подумать о том, как вы поведете себя, если:

− ваш собеседник во всем согласится с вами;

− решительно возразит и перейдет на повышенный тон беседы;

− не отреагирует на ваши доводы;

− проявит недоверие к вашим словам и мыслям;

− попытается скрыть свое недоверие.

Таким образом, подготовка к деловому общению предусмат­ривает составление своего рода плана, включающего следую­щие основные аспекты:

− участники беседы должны располагать временем, достаточ­ным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;

− следует предусмотреть обстоятельства, которые могут поме­шать беседе, и исключить их (шум и громкую музыку, если вы собираетесь назначить переговоры в ресторане или кафе, возмож­ность вмешательства в беседу других лиц и т.п.);

− необходимо настроиться на беседу, т.е. отвлечься от своих переживаний, которые бы отрицательно повлияли на готовность к общению;

− следует успокоить себя, если предстоящая беседа должна вызвать слишком сильное волнение, и дополнительно мобили­зоваться;

− необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияю­щие на объективность восприятия собеседника (например, чув­ство симпатии — антипатии);

− если есть возможность, перед беседой следует познакомиться с анкетными данными собеседника; при этом нужно иметь в виду, что эти данные могут повлиять на вашу объективность;

− надо заранее предвидеть возможные вопросы, которые может поставить собеседник, и быть готовым к ответу на них. Следовательно, должны быть учтены участники беседы (мужчина, женщина, их темперамент, характер, уровень профессиональной подготовки и другие качества), проанализирована тема оценена сложившаяся ситуация.

Каждая личность характеризуется присущими только ей потребностями, мотивацией деятельности и интересами. В связи с этим менеджер на стадии подготовки к общению должен учитывать все мотивы и выбрать наиболее эффективные средства воздействия на партнера уже на стадии непосредственного общения.

Важно не только оценить своего будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и продумать манеру своего поведения, чтобы эффективно управлять собой, создавать своим личным поведением и поступками благоприятные условия для общения. Для этого надо выяснить ситуацию и тему общения, проработать в соответствии с проблемой дополнительный материал.

Место общения. После проведения комплекса подготовитель­ных мероприятий следует подготовить место, где пройдет разго­вор. Как правило, оно должно удовлетворять двум условиям:

− ничто не должно отвлекать или мешать общению;

− хорошее оснащение места проведения делового общения, вспомогательные материалы (дополнительная информация, офи­циальные и нормативные документы и т.п.).

Таким образом, уже элементарный порядок в делах способ­ствует успеху общения.

Расстановка мебели. В типичном кабинете руководителя он сидит за большим столом, а место для посетителей расположено через стол от него. В кабинетах, где кресла и диваны размещены под правильным углом, обстановка способствует более расслаб­ленному личному общению. В кабинете с большим столом под­черкивается власть сидящего за таким столом, а при общении часто возникает чувство подавленности у подчиненного. В связи с этим при общении начальника с подчиненными предпоч­тительны столы круглой формы.

Определение стратегии и тактики общения. На этом этапе следует определить главную и второстепенные цели общения (в ча­стности, чем можно и чем нельзя пожертвовать). Важно уяснить, что можно отдать, чтобы получить большую прибыль. К тактике общения относится и умение задавать вопросы. Направление бе­седы можно регулировать, задавая вопросы. Вопросы можно по­делить на так называемые «открытые» и «закрытые».

Открытым называется такой вопрос, на который нельзя от­ветить односложно (да, нет, не знаю), а приходится о чем-то рассказывать. От­крытые вопросы незаменимы, когда целью общения является получение информации. На закрытые вопросы необходимо отвечать только «да» или «нет».