III. Принцип действия и режимы работы синхронной машины
Холостой ход синхронного генератора
![]() |
При холостом ходе обмотка якоря (статора) разомкнута и магнитное поле машины создается только обмоткой возбуждения ротора (рис. 11.19). Форма наконечников полюсов ротора выполняется такой, чтобы распределение магнитной индукции в воздушном зазоре было близким к синусоидальному. Если выполнить распределенную обмотку статора с укороченным шагом и соединенной ее в звезду, наведенная в каждой фазной обмотке ЭДС будет изменяться по синусоидальному закону. Ее действующее значение
, (11.49)
![]() |
где – обмоточный коэффициент;
– число витков одной фазы обмотки статора;
– частота синусоидальных ЭДС;
– число пар полюсов;
– максимальный магнитный поток полюса ротора;
– синхронная частота вращения. Согласно (11.49) ЭДС статора при неизменной частоте пропорциональна потоку. Изменяя ток возбуждения, можно регулировать магнитный поток и ЭДС генератора.
Зависимость при
называется характеристикой холостого хода (рис. 11.20). Она применяется при расчете других характеристик и анализе режимов работы синхронных генераторов и двигателей.
11.18. Реакция якоря синхронной машины
В машине, работающей под нагрузкой, магнитное поле создается в отличие от холостого хода не только в роторе, но и МДС токов статора. Эти МДС, вращаясь с одной и той же синхронной частотой, взаимодействуют между собой и образуют результирующее вращающееся магнитное поле машины. Воздействие МДС статора на магнитное поле машины называется реакцией якоря.
Рассмотрим реакцию якоря на примере двухполюсного синхронного генератора с явновыраженными полюсами. На рис. 11.21 каждая фаза обмотки изображена в виде одного витка (А – Х, В – Y, С – Z), северный полюс ротора обозначен буквой N, южный – буквой S, магнитные линии этого поля не показаны.
а) б) в)
Рис. 11.21
Рис. 11.21 а поясняет реакцию якоря при активной нагрузке, когда угол сдвига по фазе между ЭДС
и током
равен нулю. В этом положении ЭДС и ток фазы А максимальны, а в фазах В и С равны половине от максимальных значений и противоположны по знаку (направление токов в верхней половине обмотки статора показано крестиками, в нижней – точками). Этим направлениям токов соответствует магнитное поле реакции якоря, основные линии которого направлены поперек оси полюсов ротора. Они размагничивают набегающий край полюса и намагничивают сбегающий. При этом результирующий магнитный поток генератора
поворачивается относительно потока ротора
на некоторый угол
в направлении, противоположном направлению вращения ротора. Следовательно, при активной нагрузке (
= 0) реакция якоря синхронной машины является чисто поперечной.
Рис. 11.21 б соответствует фазовому сдвигу = 90°. В этом случае максимум тока в фазе А наступает в момент, когда ротор повернется на 90° по часовой стрелке. Ориентация потока реакция якоря осталась такой же, как на рис. 11.21 а, но теперь этот поток направлен навстречу потоку ротора по его продольной оси, т.е. при отстающем токе и
= 90° реакция якоря действует по продольной оси и является по отношению к полю возбуждения размагничивающей.
Рис. 11.21 в соответствует опережающему току относительно ЭДС
на угол
= –90°. В этом случае максимум тока в фазе А наступает по сравнению с рис. 11.21 а на четверть периода раньше, когда ротор занимает положение, повернутое на 90° против вращения, т.е. при опережающем токе и
–90° реакция якоря действует по продольной оси и является по отношению к полю возбуждения намагничивающей.
В общем случае, когда 0 и
90°, ток
можно разложить на составляющие:
по продольной оси
; (11.50)
по поперечной оси
. (11.51)
Продольная составляющая тока якоря создает продольную реакцию якоря, а поперечная – поперечную реакцию якоря. Угол считается положительным, когда ток отстает от ЭДС
.
При работе синхронной машины в режиме двигателя ток в статоре имеет противоположное направление по сравнению с режимом генератора. Поэтому при = 0 ось результирующего потока оказывается повернутой относительно потока ротора на угол
по направлению вращения ротора. При
реакция якоря является продольной и намагничивающей, а при
– продольной и размагничивающей.
Сравнение реакции якоря явнополюсных и неявнополюсных машин показывает, что принципиально они отличаются тем, что у неявнополюсных машин воздушный зазор почти одинаковый вдоль продольной и поперечной осей ротора. Поэтому и потоки реакции якоря по осям при одинаковых токах статора практически равны. У явнополюсных машин воздушный зазор вдоль поперечной оси во много раз больше, чем вдоль продольной оси. Поэтому при равных составляющих МДС якоря вдоль продольной и поперечной осей магнитный поток реакции якоря вдоль поперечной оси значительно меньше и составляет, примерно, 60 % от потока вдоль продольной оси.
11.19. Индуктивное сопротивление синхронной машины
Результирующий магнитный поток машины условно можно разделить на три составляющие: основной магнитный поток , поток рассеяния
и поток реакции якоря
. Основной магнитный поток
наводит в обмотке статора ЭДС
. Эта ЭДС представлена характеристикой холостого хода (рис. 11.20). Потоки
и
создаются током статора и пропорциональны ему. В обмотке статора эти потоки наводят ЭДС самоиндукции
,
где – индуктивность рассеяния и индуктивность реакции якоря.
В расчетах ЭДС и
учитываются как падения напряжений на индуктивном сопротивлении рассеяния
и на индуктивном сопротивлении реакции якоря
. Сумму сопротивлений
называют синхронным индуктивным сопротивлением. Такое определение соответствует неявнополюсным машинам. Для явнополюсных машин этот параметр разделяют по осям и различают индексами – продольное синхронное индуктивное сопротивление
, поперечное синхронное индуктивное сопротивление
, причем
.
Синхронное индуктивное сопротивление в сотни раз больше активного сопротивления обмотки статора. В дальнейшем будем считать R = 0 и использовать параметр .
11.20. Схема замещения и упрощенная векторная диаграмма
ЭДС и МДС синхронного генератора
Схема замещения синхронного генератора с учетом принятых допущений представлена на рис. 11.22 в виде источника ЭДС с внутренним сопротивлением . Сопротивление нагрузки
.
Уравнение цепи по второму закону Кирхгофа
.
Отсюда напряжение
. (11.52)
. (11.53)
Уравнениям (11.52) и (11.53) соответствует векторная
диаграмма ЭДС на рис. 11.23.
Рис. 11.23
Ток статора отстает от ЭДС
на угол
, определяемый соотношением индуктивных и активных сопротивлений
.
Сдвиг вектора тока по отношению к вектору напряжения определяется параметрами нагрузки
.
Взаимосвязь векторов и
осуществляется через вектор падения напряжения
, который строится под углом 90° к вектору
. На этом же рисунке построена векторная диаграмма МДС. Вектор МДС ротора
опережает вектор
на 90°, вектор МДС якоря
, приведенный к ротору, совпадает по фазе с током
, а результирующая МДС
опережает вектор напряжения
на 90°.
Из диаграмм МДС и ЭДС следует, что режим работы синхронного генератора характеризуется углом между вектором напряжения и ЭДС
и равным ему углом между результирующим магнитным потоком
и потоком ротора
. Это означает, что у генератора полюсы ротора вращаются впереди полюсов поля статора с опережением на угол
.
11.21. Характеристики синхронного генератора при автономной
работе
Характеристика холостого хода была рассмотрена в параграфе 11.17.
Характеристика короткого замыкания представляет собой зависимость при U = 0 и
. При допущении R = 0 из (11.52) следует, что ток короткого замыкания является чисто индуктивным и по модулю равен
. (11.54)
При коротком замыкании реакция якоря является размагничивающий, результирующий магнитный поток мал, магнитная цепь ненасыщена и характеристика короткого замыкания прямолинейна (рис. 11.24).
Следует отметить, что в (11.54) и числитель и знаменатель пропорциональны частоте вращения и поэтому характеристики короткого замыкания не зависят от частоты вращения, за исключением малых скоростей, когда оказывает влияние активное сопротивление обмотки статора.
Внешняя характеристика. Это зависимость напряжения генератора от тока нагрузки при
,
. Если принять начальное напряжение
, то вид внешних характеристик будет соответствовать рис. 11.25. При активно-индуктивной нагрузке (
< 1) поток реакции якоря размагничивает машину и напряжение уменьшается с увеличением тока нагрузки по кривой 1. При активной нагрузке (
= 1,0) поперечная реакция якоря также вызывает уменьшение напряжения (кривая 2). При активно-емкостной нагрузке продольная намагничивающая реакция увеличивает ЭДС
, следовательно, и напряжение (кривая 3).
![]() | ![]() |
Регулировочная характеристика представляет собой зависимость при
,
,
. Вид семейства регулировочных характеристик показан на рис. 11.26, а их физический смысл объясняется действием реакции якоря при различном характере нагрузки. Обычно номинальным режимом работы генератора является
= 0,8 (при индуктивной нагрузке). В этом случае для поддержания
при переходе от холостого хода (
) к номинальной нагрузке (
) необходимо увеличить ток возбуждения в 1,7...2,2 раза.
11.22. Параллельная работа синхронного генератора с сетью
![]() |
Электрическая система большой мощности по отношению к генератору может быть представлена источником с неизменным напряжением. Режим работы генератора можно проанализировать с помощью векторной диаграммы (рис. 11.23).
Мощность генератора
.
Путем преобразований можно доказать, что мощность синхронного генератора
.
Электромагнитный момент
,
где или
. (11.55)
Так как ,
то мощность и электромагнитный момент генератора при постоянном токе возбуждения зависят только от угла
. Эта зависимость синусоидальна и называется угловой характеристикой синхронного генератора (рис. 11.27). При увеличении момента на валу первичного двигателя генератор отдает в сеть большую мощность. Предельным значением является момент и мощность при
= 90°, после чего генератор выпадает из синхронизма.
![]() |
Максимальные мощность и момент ;
.
Рис. 11.28 |
Следовательно, регулировать активную мощность генератора можно за счет первичного двигателя. Регулирование реактивной мощности генератора осуществляется изменением тока возбуждения.
На рис. 11.28 показаны зависимости тока статора от тока возбуждения, называемые U-образными характеристиками. Минимум тока статора соответствует активной нагрузке (
= 1,0). Перевозбуждение генератора означает генерирование реактивной мощности, невозбуждение – емкостный режим нагрузки.
Включение синхронного генератора на параллельную работу является ответственной операций и требует соблюдения следующих условий:
– напряжение включаемого генератора должно быть равно напряжению сети;
– частота генератора должна быть равной частоте сети;
Рис. 11.28 |
– чередование фаз генератора и сети должно быть одинаково;
– напряжения генератора и сети должны быть в фазе.
Для соблюдения этих условий применяют различные схемы синхронизации.
11.23. Работа синхронной машины в режиме синхронного двигателя
В отличие от синхронного генератора в синхронном двигателе ось полюсов ротора отстает от оси полюсов вращающегося магнитного поля статора на угол и электромагнитный момент определяется по уравнению (11.55). Уравнения электрического баланса аналогичны режиму генератора. Поэтому генератор и двигатель характеризуются общими закономерностями.
Активная мощность синхронного двигателя зависит от тормозного момента на валу. При этом ЭДС отстает от напряжения
на угол
. Предельным моментом является наибольший электромагнитный момент, за которым синхронный режим нарушается.
Реактивная мощность синхронного двигателя регулируется изменением тока возбуждения. При недовозбуждении реактивная мощность имеет индуктивный характер, при перевозбуждении – емкостный.
11.24. Синхронные автотракторные генераторы
В настоящее время широко применяют трехфазные синхронные генераторы для электропитания бортовых приборов мобильных машин. Имеются несколько модификаций их исполнения.
11.24.1. Вентильные генераторы с клювообразным ротором
Вентильный генератор (рис. 11.29) представляет собой синхронную машину, имеющую ротор клювообразного типа, обмотку возбуждения, статор с малым числом пазов на фазу и станину. Принципиальная схема генератора с трехфазной мостовой схемой выпрямителя приведена на рис. 11.30.
Рис. 11.29
Рис. 11.30
11.24.2. Вентильные генераторы индукторного типа
Вентильные генераторы индукторного типа являются бесконтактными. Принцип действия показан на рис. 11.31 и 11.32. При вращении ротора положение его зубцов по отношению к зубцам статора изменяется и магнитный поток периодически изменяется от максимального до минимального значения. В витках катушки статора индуктируется переменная ЭДС с частотой, пропорциональной частоте ротора
,
где – амплитудное значение ЭДС,
– число витков в катушке и
– число последовательно включенных катушек.
Действующее значение ЭДС фазы
,
![]() | ![]() |
Рис. 11.31 | Рис. 11.32 |
где – число зубцов ротора.
Индукторные генераторы разделяют на аксиально-возбуждаемые (катушки возбуждения расположены вдоль оси машины) и радиально-возбуждаемые (катушки возбуждения расположены вдоль радиусов машины). В любом исполнении в синхронном индукторном генераторе обмотки якоря и возбуждения расположены неподвижно, т.е. не требуется подвижных контактов.
11.24.3. Автотракторные генераторы переменного тока
с постоянными магнитами
Генераторы переменного тока с постоянными магнитами представляют собой синхронные бесконтактные электрические машины с возбуждением от постоянных магнитов. Они надежны в работе, обладают высоким КПД, малой инерционностью, имеют малые помехи радиоприему. К недостаткам этих генераторов относятся высокая стоимость, масса и габаритные размеры, большой разброс характеристик, нестабильность выходных параметров, трудность регулирования напряжения при изменении частоты вращения ротора и нагрузки.
Автомобили и тракторы имеют различные приборы, которые работают независимо один от другого. Для ограничения влияния изменения сопротивления нагрузки на напряжение генератора его электрические и магнитные цепи выполняют независимыми (рис. 11.33).
Рис. 11.33
Генератор, схема которого приведена на рис. 11.33 а, исключает взаимное влияние цепей и по существу соответствует трем генераторам с общим ротором. Разделение магнитных цепей неэффективено с точки зрения использования магнитопровода генератора. Поэтому в реальных машинах разделяют только электрические цепи (рис. 11.33 б).