Платон создал целое учение о динамике государственной жиз­ни и смене, в силу испорченности человеческой натуры, ее форм.

Форма государства, ее структура. Детерминанты формы. Форма и содержание государства.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содер­жание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения егосущности означа­ет выявить, волю и интересыкаких слоев общества, групп, классов оно, в первую очередь, выражает и защищает. Рассматривать госу­дарство под углом зрениясодержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучать же госу­дарство с точки зрения егоформы - это значит, в первую очередь, изучать его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы установления и осуществления госу­дарственной власти.

Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленны­ми, неизменными. Под влиянием множества экономических, соци­ально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных фор­мах» является «столь же шатким и неустановленным, как и опре­деление понятия государства»[1].

Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю исто­рию развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах госу­дарства. Предлагались самые различные подходы и варианты ре­шения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порой весьма противоре­чивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Один из величайших мыслителей античностиПлатон исхо­дил, например, из того, что идеальной формой правления «идеаль­ного государства» как государства «лучших и благородных» явля­ется «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того,имвыделялась и рассматривалась «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и, соответственно, в этом же направлении изменять свои формы.

Аристократия, приводящая к появлению частной собственно­сти на землю и превращению свободных людей в рабов, может вы­рождаться в так называемуютимократию. Последняя, представ­ляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться воли­гархию. Олигархия же как строй, основанный на имущественном цензе и власти немногих богатых, - вдемократию. Наконец, демо­кратия как власть народа и для народа, в силу опьянения послед­него свободой сверх меры, в «неразбавленном виде» может вырож­даться в свою противоположность -тиранию. Это самая худ­шая форма государства, при которой безраздельно господствуют произвол, насилие, бесправие широких масс. Глава государства – тиран - захватывает власть от имени народа и как «ставленник на­рода".

О многообразии форм государства говорил и Аристотель - ученик Платона и вместе с тем его критик. Рассмат­ривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монар­хию, аристократию или политию-демократию. Эти формы государ­ства считались им «правильными», ибо в них просматривалась об­щая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «не­правильные» формы - тиранию, олигархию или охлократию. «Не­правильные» формы использовались правителями, по мнению Ари­стотеля, лишь в личных целях.

Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм госу­дарства развивались и в Древнем Риме.Цицерон (106-43 гг. до н.э.), например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть - монархию, власть оптиматов -аристократию, а также народную власть - демократию) и смешанную форму.

Когда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы называем такую форму государства «царской вла­стью». Когда она находится в руках у выборных лиц, то говорят, что «эта гражданская община управляется волей оптиматов. На­родной же (ведь ее так и называют) является такая община, в кото­рой все находится в руках народа».

Для того чтобы предотвратить ту или иную простую форму государства от искажения и вырождения, великий римский оратор и государствовед предлагал использовать смешанную форму, скла­дывающуюся в результате выделения и смешения положительных качеств всех вышеназванных простых форм.

Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и сред­них стадиях существования и развития человеческой цивилиза­ции, но и во все последующие столетия и годы.