Формирование организационной структуры в области информатизации

Внутренняя организация области обработки информации должна однозначно соответствовать организации основной деятельности предприятия, задачам создания, развития, обслуживания и эксплуатации ИС.

В сфере информатизации можно выделить следующие направления деятельности:

– обработка информации;

– обслуживание вычислительной техники;

– обслуживание сетей телекоммуникаций;

– разработка и сопровождение программного обеспечения;

– консультации и поддержка программных средств.

В зависимости от масштаба предприятия и обработки информации эти наравления могут быть как распределены между различными функциональными подразделениями, так и объединены в одном подразделении.

Большое влияние оказывает принятая степень децентрализации информационной сферы. Общая тенденция в последнее время состоит в уменьшении централизации и передачи работ по ОИ конечным пользователям.

Необходимо также принимать решения по степени специализации рабочих

мест (осуществлять выбор между узкой специализацией и универсальными

специалистами).

При наличии мощной вычислительной техники в структуре предприятия

выделяется вычислительный центр, в задачи которого входит ее обслуживание и выполнение централизованных работ в области ОИ.

Техническая и технологическая децентрализация, появление типовых автоматизированных рабочих мест (АРМ) и мощных стандартных проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ (ППП) привели к возникновению в области обработки информации объемных задач консультирования пользователей и сопровождения ИС, требующих значительной квалификации. Что, в свою очередь, повлекло создание новой типовой специфической организационной единицы – информационный центр (ИЦ). Организационно ИЦ чаще всего совпадают с отделами (или вообще – со службами) развития/обслуживания и эксплуатации ИС.

Наряду с внутренней организацией изменяется также уровень вхождения

подразделений по обработке информации в иерархию предприятий. Оперативные подразделения по обработке информации можно разместить на третьем или даже на четвертом уровне структуры предприятия, а ответственность за планирование и контроль сферы информатизации поднять на второй или даже на первый уровень.

Организационные изменения, если таковые потребуются, должны быть, естественно, разъяснены всем непосредственным участникам, даже если изменения должны быть «реализованы» на предприятии в целом. Обычно эти мероприятия реализуются на оперативном уровне. Сами организационные изменения на предприятии как процесс должны сопровождаться соответствующими организационными мероприятиями (например, созданием на определенное время комиссии по управлению этим процессом, мероприятиями по обучению работников и т. д.).