Схемы 8 и 9. Учебные приемы и упражнения.
Методика формирования умений и навыков.
Необходима постепенность формирования приёмов.
Знание приёма включает определение приёма, признаки, логические структуры.
I этап – введение приёма;
II этап – овладение учащимися этими приёмами.
На втором этапе учащиеся определяют назначение и сферу использования приёма.
Система упражнений.
|
Сущность второго этапа – система упражнений различной степени сложности. Действия по образцу – применение однотипного приёма. Перенесение знаний о приёме на новый материал – тип исторического материала берётся тот же, но с новым содержанием. Далее ученики применяют приём в новых условиях.
1. Определить содержание темы.
2. Сравнение по однородным признакам: определение сходства.
3. Аннотация – краткое изложение содержания книги и статьи с критической оценкой. (Исходный материал, тематика, отношение автора к источнику, характеристика решения темы, характеристика уровня раскрытия темы, полнота освещения вопроса, значение раскрытия темы, адресат, степень популярности и т. д.).
4. Формирование навыков конспектирования (не ранее 8 класса). Конспект – это краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и обоснования их фактами и примерами.
4.1. Для составления конспекта необходимо определить вопросы, которые поднимает автор, то есть составить план.
4.2. Затем необходимо найти утверждения автора по каждому вопросу.
4.3. Далее – выделить авторские аргументы и обоснования.
План (о чём). | Тезисы (что утверждает). | Аргументы (чем подтверждает). |
Главное требование – системность, преемственность, постоянность.