Схемы 8 и 9. Учебные приемы и упражнения.

Методика формирования умений и навыков.

Необходима постепенность формирования приёмов.

Знание приёма включает определение приёма, признаки, логические структуры.

I этап – введение приёма;

II этап – овладение учащимися этими приёмами.

На втором этапе учащиеся определяют назначение и сферу использования приёма.

 

 

Система упражнений.

Действия по образцу.

Сущность второго этапа – система упражнений различной степени сложности. Действия по образцу – применение однотипного приёма. Перенесение знаний о приёме на новый материал – тип исторического материала берётся тот же, но с новым содержанием. Далее ученики применяют приём в новых условиях.

1. Определить содержание темы.

2. Сравнение по однородным признакам: определение сходства.

3. Аннотация – краткое изложение содержания книги и статьи с критической оценкой. (Исходный материал, тематика, отношение автора к источнику, характеристика решения темы, характеристика уровня раскрытия темы, полнота освещения вопроса, значение раскрытия темы, адресат, степень популярности и т. д.).

4. Формирование навыков конспектирования (не ранее 8 класса). Конспект – это краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя основные положения и обоснования их фактами и примерами.

4.1. Для составления конспекта необходимо определить вопросы, которые поднимает автор, то есть составить план.

4.2. Затем необходимо найти утверждения автора по каждому вопросу.

4.3. Далее – выделить авторские аргументы и обоснования.

 

План (о чём). Тезисы (что утверждает). Аргументы (чем подтверждает).

 

Главное требование – системность, преемственность, постоянность.