Функциональное назначение слова учителя на уроке.
Словесный метод (метод живого слова).
Классификация методов обучения истории.
А. А. Вагин и П. В. Гора предложили классификации по источнику знаний.
Вагин:
- Метод живого слова (источник знаний – учитель).
- Наглядность (методы наглядного обучения).
- Текстовые методы и работа с текстом.
У Вагина односторонний подход, направленный на деятельность учителя.
П. В. Гора:
- Словесные методы.
- Наглядные методы.
- Практические методы.
Классификация 1988 г.:
- Словесные методы.
- Печатно-словесные (текстовые) методы.
- Наглядные методы.
- Практические методы (самостоятельная учебно-практическая деятельность учащихся)
Гора рассматривал деятельность учителя и учащихся на 2 уровнях: репродуктивная деятельность (учитель приобретает роль источника знаний), поисковая (самостоятельная деятельность учащихся). В классификации нет логической последовательности: 4 группа требует обращения к 3 предыдущим методам – это средство.
Классификации, связанные с познавательной деятельностью учащихся.
В.Г.Карцов: классификация по познавательной деятельности учащихся – тождество между процессом познания и процессом познания в обучении.
И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин видоизменили логическое основание, в основе классификации – уровень познавательной деятельности учащихся – уровень определяет характер деятельности учащихся:
1) репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) – учитель вводит информацию при работе с любым источником знаний, а учащиеся должны понять эту информацию, запомнить и воспроизвести;
2) проблемные методы – наряду с сообщением готовых знаний учитель предлагает пути к приобретению;
3) частично-поисковый метод – учащиеся должны овладеть отдельными этапами поисковой деятельности или процесса научного познания, а значит самостоятельно, творчески осуществить часть процесса познания;
4) исследовательский метод – учитель организует поисковую деятельность учащихся при работе с историческим материалом.
Классификация логически последовательна, но их упрекали за то, что они переоценивали исследовательские способности учащихся. Для исследовательской деятельности появились синонимы – поисковая или учебно-исследовательская деятельность.
Общее в 3 видах классификации – это моноклассификации. Здесь одно логическое основание. В настоящее время на смену мономоделям приходят 2-3-4-мерные модели классификаций (объединяются классификации Горы и Вагина и Лернера и Скаткина) – наряду с типологией урока характеризуются методы. Эти методы могут быть использованы в преподавании любых учебных дисциплин. Метод – абстрактное понятие, безразличное к содержанию учебного предмета.
4.3.Понятие «методический приём». Схема отбора методических приёмов к уроку.
Методические приёмы – составные части методов обучения. Ими являются такие способы работы учителя и учащихся, которые могут быть выражены в виде перечня действий, входящих в состав приёмов. Приёмы должны быть адекватны содержанию исторического материала.
Схема 4. Содержание учебного исторического материала.
Каждая из групп методов реализуется через приёмы, адекватные содержанию исторического материала:
1) приёмы создания образных представлений о главных исторических фактах;
2) приёмы формирования необразного знания о второстепенных исторических фактах;
3) приёмы изучения теоретического исторического материала.
Словесный метод ведущий, его нельзя рассматривать в изоляции от др. методов и гиперболизировать его значение. Для всего блока гуманитарных дисциплин ведущим является словесный метод, он включает в себя повествовательно – описательные, логические и информативные функции, свойственные учителю.
Повествовательно-описательная функция – воссоздание исторического процесса в целостной картине с яркими образами людей и событий.
Информативная функция – включение суммы знаний, позволяющих лучше понять материал.
Логическая функция – самая важная, имеет две задачи:1) слово учителя должно содержать образцы оценки событий;2) демонстрация учащимся логических путей раскрытия информации.
Особая функция–воспитательная, как самостоятельная она не используется, связана с отбором материала в учебнике, не допускается искажение (оценка прошлого).
Схема 5. Функции слова учителя.
5.2.Приемы словесного изложения исторического материала.
Подход к группе структурокзаключается:
- Группа приемов для анализа событий (главные факты)
- в содержание необходимо ввести неглавные факты.
- приемы изучения теоретического материала.
Структурный анализ исторического материала группа приемов, которые позволяют создать конкретные образы – главные факты. Что осуществляет связь необходимых неглавных фактич. За группой приёмов – теоретический массив.
Схема 6. Содержание материала и его изложение.
Рассказ – малая форма, сюжет, в основе конфликт. Рассказ – это сюжетное (образное) повествование исторических событий, о действиях исторических персонажей и народных масс. Сюжет может быть использован для изучения типично-повторных явлений, в этом случае он вымышленный. 2 типа сюжета:
1) реальный (из военно-исторического прошлого);
2) вымышленный. Может быть использован рассказ для изучения типично-повторяющихся событий и явлений.
Факторы успешности рассказа – выведенность композиции и наполненность частей, соразмерность, правильный подбор средств и приёмов конкретизации.
Композиция рассказа:
1) экспозиция – изображение обстановки, действующих лиц до начала действий;
2) завязка – начальный момент в развитии событий;
3) развитие действия;
4) кульминация – высшая напряженность действия;
5) развязка – заключительный момент в развитии действия.
Средства конкретизации:
1. конкретизация моментов, характеризующих место исторического действия (локализация Куликова битва)
2. связь с особенным историческим материалом – конкретизация моментов, характеризующих время действия (в субботу, 5 апреля)
3. краеведческий материал
4. документальный материал
5. статистический материал (статистический материал в соотношении величин ч/з образ)
Приёмы конкретизации:
- Приём персонификации – игровой приём образного и сюжетного повествования от первого лица, изображение событий или явлений через показ характера деятельности, через судьбу тех или иных лиц.
- Приём драматизации – игровой приём, предполагает введение диалога двух или более лиц.
- Введение прямой речи – конкретной и выразительной от действующего лица.
- Описание, образная характеристика.
Ведущий вид словесного изложения – рассказ, преобладает повествовательно-описательная функция.
Повествование – повествовательный приём. Повествовательная форма изложения признаков, особенностей, существенных черт исторического объекта. В результате создается образное представление о внешнем виде и об устройстве объекта (картины природы, быта, хозяйственной деятельности, о персонажах исторического прошлого).
Описание:
Ø Картинное;
Ø Аналитическое.
Картинное создает представление через образ, оно связано с внешним обликом людей, арх. ансамблей. Для создания образа географической среды.
Аналитическое – используется элемент анализа, создание образа.
Сообщение – простое перечисление признаков событий, связано с событиями, цифрами, датами и именами; перечисление ряда событий.
Конспективное изложение – лишенное образности изложение, которое передает развитие неглавных событий или явлений во времени и пространстве.
Объяснение – раскрытие связей, зависимости, закономерностей, смысла, сущности, значений исторических событий.
Объяснение – форма логического изложения, в основе которой лежит суждение, истинность которого доказывается логически взаимосвязанными умозаключениями.
2ч: то, что объясняется (суждение)
То, с помощью чего объясняется (система умазаключения)
Виды объяснения:
- Генетическое объяснение.
- Причинно – следственное, суждение о причинах.
- Структурное – раскрывается структура исторического объекта и взаимосвязь частей.
- Функциональное – в основе существенные признаки.
- Мотивационное объяснение.
- Объяснение через закон, в основе конкретное явление, в котором проявляются черты закона.
Рассуждение – последовательное развитие положений документов, подводящих к выводам и умозаключениям;
Своеобразный вариант разъяснения через риторические вопросы.