Понятие лицензионного соглашения

Если патентовладелец сохраняет право собственности на изоб­ретение и лишь разрешает на определенное время за установленное вознаграждение использовать права, вытекающие из патента, речь идет о купле-продаже лицензии на использование изобретения, осу­ществляемой на основе лицензионного соглашения.

Лицензией (патентной) называется разрешение, выдаваемое па­тентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензи­ату) на промышленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося патентной зашитой, в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение. Предоставление за границу лицен­зий на использование изобретения, технических знаний и опыта, а также товарных знаков принято называть международным лицен­зированием.

Продажа за границу патентов и лицензий — это специфическая коммерческая операция, в качестве объекта которой выступает «невидимый» товар, а именно право на использование запатентованного изобретения, технических знаний и опыта, товарного знака. Продажа лицензий экономически равносильна аренде изобретения как товара, поскольку владелец научно-технических знаний передает пра­ва на пользование ими на определенный срок, сохраняя за собой право собственности на них.

Лицензионный договор, так же как и договор об уступки патента, должен быть обязательно зарегистрирован в патентном ведомстве, иначе он не будет иметь юридической силы. В Российской федерации экспертизу авторских заявок осуществляет ВНИИ государственной патентной экспертизы Госкомизобретений, а выдаёт авторские свидетельства и патенты – Госреестр РФ (отдел Госкомизобретений).

Лицензионные соглашения можно классифицировать по следующим признакам:

1) По степени автономности: лицензии самостоятельные и зависимые (сублицензии). Сублицензию предоставляет лицензиат, являющийся владельцем полной или исключительной лицензии, на основании прав, предоставленных ему в соответствии с лицензионным договором. Вознаграждение за предоставленную сублицензию распределяется между сторонами, подписавшими основной лицензионный договор, в соответствии с этим договором.

2) По виду промышленной собственности

3) по способам защиты (охраны) объектов промышленной собственности:

- патентные – лицензии на использование технических решений защищённых патентами;

- беспатентные – лицензии, предметом которых являются разработки (технологии), не имеющие правовой защиты (например, ноу - хау);

- смешанные – передача «ноу - хау» и прав, охраняемых патентами. Часто приобретение «ноу - хау» осуществляется при заключении лицензионных договоров вместе с патентными или авторскими правами.

4) По объёму прав на использование технологии:

- простая (неисключительная) лицензия – лицензиар, предоставляет лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензий третьим лицам;

- исключительная лицензия гарантирует лицензиату приобретение монопольного права на использование объекта промышленной собственности, на перепродажу лицензии другим лицам и организациям, в пределах оговоренной территории. Лицензиар лишается права продавать аналогичную лицензию на договорной территории другим лицам и организациям, а так же самому производить и продавать на этой территории продукцию с использованием изобретений и «ноу- хау», являющихся предметом исключительной лицензии;

- полная лицензия практически означает продажу патента, в результате чего лицензиар полностью и бессрочно теряет все права на изобретение.

5) По праву лицензиара использовать усовершенствования объекта лицензии, осуществлённые лицензиатом:

- возвратные лицензии, которые предоставляет лицензиару право использовать усовершенствование объекта лицензии, осуществлённой лицензиатом.

В 1961 году Япония закупила лицензий на сумму 124 млн. долл., а продала на 3 млн. долл., то в 1979 году эти суммы составили 1266 и 823 млн. долл. соответственно. За последние 30 лет куплено 33853 лицензии, причем только за последние – 10 лет 20816 лицензий.

На США приходится 70-80% продаваемых в мире лицензий, но в основном это продажа дочерним предприятиям и только 20% независимым фирмам. Причем другим фирмам США продают технологию, которая уже начинает устаревать (продажа на гране морального устаревания). В нашу страну продаются в основном современные машины, но без ноу-хау, поэтому после физического старения их не возможно воссоздать. Сейчас даже в сборку и разборку вводится ноу-хау. Можно разобрать, но не собрать изделие, а иногда при разборке сразу уничтожается схема. В мире 30-40% статей в 2000 научных журналах – американские. Но статьи носят рекламный характер, а ноу-хау не отражается, воспроизвести не возможно. В наших же статьях часто подробно расписывается ноу-хау, что позволяет даже не специалистам освоить производство нового товара. На Западе следят за тем, что два специалиста не ехали на одной машине, поезде, самолете для исключения потери обоих в случаи катастроф.

Соотношение затрат при проведении собственных НИОКР и при закупке лицензий в различных странах выглядит по разному: в США – 6,2:1; в Японии – 16:1; во Франции - 5,4:1; в Англии – 3,2:1; в России – 1:1.

Определение цен лицензионных соглашений представляет сложную задачу, так как техническая сущность лицензии, определяющая её потребительские свойства, строго индивидуализирована и редко удаётся найти конкурентные материалы на аналогичные изобретения и «ноу - хау».

Наиболее распространенны следующие способы определения цен лицензии:

- по затратам лицензиара на разработку изобретения или «ноу - хау» до стадии на которой предлагается их продажа;

- минимальной допустимой цене для разработчика, ниже которой продажа не целесообразна;

- по оценки затрат покупателя на альтернативные решения для достижения тех же результатов, которые могут быть получены при использовании лицензий;

- по примеру ранее заключённых лицензионных соглашений на близкие по характеру изобретения.

Сумма вознаграждения за лицензию, выплачиваемая лицензиатом, должна составлять только часть получаемой им дополнительной прибыли. В международной практике торговли лицензиями доля, идущая на вознаграждение лицензиарам, в среднем составляет 20- 40% общей суммы дополнительной прибыли.

Стоимость лицензии существенно различается в зависимости от степени технической разработки и патентной защиты. Стоимость беспатентных лицензий в среднем на 10 – 20 % ниже, чем на изобретения, защищённые патентом.