Точка касания бюджетной линии (Е) с самой высокой кривой безразличия определяет равновесие потребителя.
В этой точке он максимизирует удовлетворение потребностей.
В точке (Е) MRS равно обратному соотношению цен товаров: MRSху = Рх/Ру.
Рассмотренный случай, когда равновесие достигается при покупке 2-х благ, называется внутренним равновесием.
Состояния углового равновесия характерны для ситуаций, когда товары х и у абсолютные субституты (MRS = const.) или жестко взаимодополняют друг друга (автомобиль и номерной знак, MRS = 0).
Графически угловое равновесие потребителя выглядит так:
Равновесие потребителя имеет место на одной из осей в вершине угла, образуемого бюджетной линией (в точке Е). Другими словами – потребитель воздерживается от покупки блага х и все ресурсы направляет на покупку блага у.
Равновесие потребителя всегда имеет место в вершине прямого угла (точка Е).
Вопрос № 4. Эффект дохода и эффект замещения.
Данная модель поведения потребителя объясняет влияние цены товара на выбор потребителя.
Снижение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос: эффект замещения и эффект дохода.
1) Эффект замещения – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор;
2) Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.
Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить.
Классический вид графика спроса отражает влияние на спрос эффекта замещения. Чем больше заменителей у товара, тем значительнее эффект замещения.
Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.
Для таких товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении.
Используем графическую модель Дж.Хикса, чтобы разделить наглядно эффект замещения и эффект дохода:
R1 – бюджетная линия, С1 – равновесие потребителя. Если снижается Рх, то R1 движется против часовой стрелки к R2; С2 – точка нового потребительского равновесия.
Проведем R3 параллельно R2 так, чтобы R3 касалось U1. Точка C3 разделит эффект замещения и эффект дохода.
Если х некачественный товар, то эффекты дохода и замещения действуют в противоположных направлениях и эффект дохода снижает эффект замещения. В результате изменение спроса оказывается незначительным.
Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя, то снижение Рх приводит к тому, что отрицательный эффект дохода перекроет положительный эффект замещения и общий эффект выразится в снижении спроса на товар х. Это характерно для товаров Гиффена.
Товар Гиффена – это товар, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена.
Вопрос № 5. Линия «доход-потребление» и кривые Энгеля.
Если одновременно снижается Рх и Ру, то это означает увеличение реального дохода потребителя и равномерное смещение бюджетной линии вправо. С1, С2, С3, С4 - параметры рыночного равновесия при различных уровнях дохода. Соединив их, получим линию «доход-потребление».
Линия «доход-потребление» связывает точки равновесия и показывает, как потребление товаров х и у изменяется с ростом дохода.
Для нормальных благ линия «доход-потребление» имеет положительный наклон, для некачественных товаров – отрицательный наклон, для нейтральных товаров она вертикальна.
Зависимость объема спроса на благо от дохода потребителя в графическом виде называется кривой Энгеля.
Кривая Энгеля для нормальных товаров с неэластичным по доходом спросом (рис. 3.5.2).
Кривая Энгеля для высококачественных и дорогих товаров и услуг, предметов роскоши (рис. 3.5.3). Если доход меньше, чем I`, то благо вообще недоступно.
Кривая Энгеля для некачественных товаров. Потребление их растет, пока доход не достигнет уровня I`.
Вопрос № 6. Линия «цена-потребление». Построение кривой индивидуального и рыночного спроса.
Линия «цена-потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров. На ее основе строится кривая индивидуального спроса.
Кривая «цена-потребление»
Кривая индивидуального спроса на товар х.
х – нормальное благо.
Рыночный спрос – это общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене товара.
Кривая рыночного спроса получается в результате горизонтального суммирования кривых индивидуального спроса на товар х.
1
Тема № 4. Производственная функция (2 часа)
Вопросы:
- Производственная функция. Изокванта.
- Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи.
- Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба.
Вопрос № 1. Производственная функция. Изокванта.
Процесс производства рассматривается как преобразование ресурсов в продукты. Технологическая зависимость между структурой затрат ресурсов (факторов производства) и максимально возможным выпуском продукции выражается с помощью производственной функции.
Производственная функция – зависимость между объемом производства (Q) и затратами факторов производства (труда L, капитала К): Q = f (K,L).
Двухфакторную производственную функцию можно представить в графической форме:
Q1; Q2; Q3 - карта изоквант. Изокванта (кривая равного продукта) показывает различные комбинации затрат, которые обеспечивают одинаковый объем выпуска продукции.
Наклон изокванты измеряет предельную норму технологической замены ресурсов (MRTS): MRTS = - DK/ DL.
Вопрос № 2. Производство с одним переменным фактором и закон убывающей отдачи.
В краткосрочном периоде (SR) по крайней мере один из факторов производства является фиксированным.
Предположим, что капитал (К) – постоянный фактор, а труд (L) – переменный фактор. В условиях, когда один ресурс является переменным, используются понятия:
- совокупный продукт труда (ТРL);
- средний продукт труда (АРL): АРL = TРL / L;
- предельный продукт труда (MРL ): MРL = DТР / DL .
- Если МРL > АРL , то АРL возрастает;
- Если МРL < АРL , то АРL убывает;
- Если МРL = АРL , то АРL = max.
Производство в рамках краткосрочного периода можно разделить на 3 стадии:
стадия 1 – от 0 до L2 , где АРL = max;
стадия 2 – от L2 до L3 , где величина MРL = 0;
стадия 3 – от L3 и далее, где MРL имеет отрицательные значения.
1 и 3 стадии не желательные для фирмы, т.к. на 1 стадии - избыток капитала относительно труда, а на 3 стадии - избыток труда относительно капитала.
Закон убывающей отдачи показывает, что начиная с определенного момента увеличение объема использования одного ресурса при неизменном объеме другого приводит к уменьшению предельного продукта переменного фактора (MРL).
Вопрос № 3. Производство с двумя переменными факторами. Эффект масштаба.
Долгосрочный период (LR) в деятельности фирмы достаточен для изменения всех вовлекаемых ресурсов. Поэтому в LR все факторы производства – переменные.
Долгосрочную стратегию фирмы можно рассматривать в двух аспектах:
I. K и L изменяются одновременно, но в разных направлениях, что выражается через изокванту. MRTS определяет величину капитала, которую может заменить каждая единица труда при Q – const.
MRTS зависит от предельных продуктов факторов производства (K и L). Чем больше предельный продукт труда, тем меньше его надо для замещения капитала, т.е. существует обратная зависимость между MRTS и предельными продуктами факторов производства. DK / DL = MPL / MPK.
II. K и L изменяются одновременно и в одном направлении. Зависимость между увеличением факторов производства и объемом выпуска характеризуется эффектом масштаба:
1) Положительный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в большей степени, чем затраты ресурсов;
2) Постоянный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в той же пропорции, что и затраты ресурсов;
3) Отрицательный эффект масштаба – когда объем выпуска продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов.
Эффект масштаба покажем графически:
Чем ближе изокванты друг к другу, тем больше проявляется положительный эффект масштаба. Стабильное расстояние между кривыми характеризует постоянный эффект масштаба. Чем больше расстояние между изоквантами, тем больше отрицательный эффект масштаба.
Итак, если в SR для фирмы важно найти оптимальное соотношение факторов производства (K,L), то в LR решается задача выбора необходимого масштаба деятельности фирмы.
Тема № 5. Издержки производства и экономическая прибыль
Вопросы:
1) Издержки и прибыль: экономический и бухгалтерский подход.
2) Краткосрочные издержки фирмы: виды, динамика, взаимосвязь.
3) Функция издержек и долгосрочном периоде.
4) Изокоста. Равновесие производителя.
Вопрос № 1. Издержки и прибыль: экономический и бухгалтерский подход.
Издержки производства (С) – это затраты на производство продукции. Экономист и бухгалтер считают их по-разному.
Бухгалтер – определяет издержки как фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства. Они проходят через бухгалтерские документы и приобретают явную форму.
Явные издержки (внешние) – это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Сюда входят: заработная плата наемным рабочим; оплата сырья и материалов; оплата транспортных, финансовых, юридических услуг и другие.
Экономист включает в издержки производства не только явные затраты на покупку ресурсов, но и неявные, внутренние издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных ресурсов. В отличие от явных, эти издержки не оплачиваются и не отражаются в бухгалтерской отчетности. Они носят скрытый характер. Величина неявных издержек определяется тем доходом, который могли бы принести данные ресурсы при их наиболее выгодном альтернативном использовании. Сюда можно отнести: процент на собственный капитал, арендную плату, плату за менеджерскую работу самого предпринимателя таким образом: Сэк. = Сбухг. + Снеявн..
Экономический подход основан на выявлении того, какую максимальную ценность можно было бы получить при альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.
Прибыль (p) – это разница между доходами фирмы от продажи продукции (TR) и ее издержками: TR = P × Q; p = TR – C.
Прибыль бухгалтерская определяется как разница между валовым доходом (TR) и явными издержками фирмы: pбух. = TR – Cбух..
Экономическая прибыль – это разница между TR и всеми издержками фирмы:
pэк. = TR – Cэк..
pбух. > pэк. на величину неявных издержек.
Нормальная прибыль – это необходимый минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы быть заинтересованным в ведении собственного дела (элемент издержек производства).
Если pэк. = 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль, которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.
Вопрос № 2. Краткосрочные издержки: виды, динамика, взаимосвязь.
С точки зрения зависимости величины издержек от объема выпускаемой продукции различают:
1. Постоянные издержки (FC), которые не зависят от объема выпуска продукции.
2. Переменные издержки (VC), которые изменяются по мере изменения объема производства.
3. Общие издержки (ТС) – это совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции: ТС = FC + VC.
Производителя часто интересует величина средних издержек (на единицу продукции).
Средние постоянные издержки:
AFC = FC/Q.
Средние переменные издержки:
AVC = VC/Q
Средние общие издержки: ATC = TC/Q ATC = AFC + AVC.
Дополнительные издержки, связанные с увеличением производства продукции на единицу, называются предельными: MC = DTC/DQ = DVC/DQ, т.к. DTC = FC + DVC, а FC – const.
Взаимосвязь средних и предельных издержек покажем графически:
§ Когда МС ниже AVС и АТС, последние убывают;
§ Если МС > AVC и MC > ATC, то средние издержки возрастают;
§ MC = ATC = AVC в точках минимума средних и среднепеременных издержек.
Вопрос № 3. Функция издержек в долгосрочном периоде.
В условиях LR фирма может изменить все свои ресурсы, поэтому все факторы производства становятся переменными. Цель фирмы – наращивать объем выпуска (Q), снижая средние издержки (АС).
Взаимосвязь между краткосрочными и долгосрочными издержками:
Кривая долгосрочных издержек (LAC) представляет собой огибающую кривых краткосрочных средних издержек производства и отражает эффект масштаба.
Положительный эффект масштаба имеет место на отрезке LAC с отрицательным наклоном.
Постоянный эффект масштаба соответствует горизонтальному участку кривой LAC. В случае отрицательного эффекта масштаба увеличиваются издержки производства и кривая LAC устремляется вверх.
Долгосрочная кривая МС (LMC) не является огибающей для всех краткосрочных кривых МС.
LMC – это приращение издержек производства в условиях, когда производитель имеет возможность изменять размеры предприятия.
- Если LMC < LAC, последние уменьшаются;
- Если LMC > LAC, последние увеличиваются;
- LMC = LAC, если LAC = min.
Вопрос № 4. Изокоста. Равновесие производителя.
Информация об уровне издержек позволяет построить изокосты (линии равных затрат).
Изокоста – линия, все точки которой отражают сочетания факторов производства с равными валовыми издержками.
Графическое изображение изокосты.
РL – цена труда;
РK – цена капитала.
Изокоста имеет угловой коэффициент, равный отношению цен факторов производства, взятому с отрицательным знаком (- РL/РK). Это следует из уравнения изокосты: К = TC/PK – (РL / РK) × L.
Изокосту используют, чтобы определить какой набор факторов производства обеспечивает заданный выпуск с наименьшими совокупными издержками (ТС). Решение данной проблемы – в точке касания (e) изокосты с изоквантой, которая отражает равновесие производителя.
В точке e углы наклона изокванты и изокосты одинаковы, т.е. MRTS = - РL / РK или DК / DL = РL / РK.
Т.к. DК / DL = МРL / МРK , то можно записать, что МРL / МРK = РL / РK или МРL / РL = MРK / РK Это означает, что предельные продукты факторов производства на рубль затрат в точке e должны быть равны.
Тема № 6. Предложение в условиях совершенной конкуренции
Вопросы:
1) Понятие рыночной структуры. Основные правила рыночных структур.
2) Модель рынка совершенной конкуренции. Спрос на продукцию конкурентной фирмы.
3) Максимизация прибыли и краткосрочное предложение конкурентной фирмы.
4) Долгосрочное конкурентное равновесие и предложение товаров. Парадокс прибыли.
Вопрос № 1. Понятие рыночной структуры. Основные правила рыночных структур.
Рыночная структура – некий набор факторов, влияющих на поведение фирм.
Рыночную структуру определяют 3 основных фактора:
1) Количество фирм в отрасли и их размеры;
2) Тип производимой фирмами продукции (однотипная или дифференцированная);
3) Возможность для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
С учетом этих факторов выделяют 4 основных типа рыночной структуры:
- совершенная (чистая) конкуренция;
- чистая монополия;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия.
В какой бы рыночной структуре не действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:
1) Следует ли оставаться в деле или прекратить существование;
2) Если оставаться в отрасли, то в каком объеме выпускать товары и услуги?
Первый вопрос актуален для убыточной фирмы, когда TR < TC. Для такой фирмы цель – минимизация убытков.
Если фирма выходит из дела, то ее убытки равны постоянным издержкам (TFC). Поэтому, если (TR – TC) < TFC – целесообразно продолжать производство, т.к. это минимизирует убытки, но если (TR – TC) > TFC, выгоднее закрыть производство, расплатившись по своим обязательствам из ряда постоянных.
Правило закрытия (банкротства) гласит, что если переменные издержки (TVC) не покрываются доходом от реализации продукции (TR), то предприятие должно прекратить производство (TR < TVC). Разделив обе части неравенства на Q, получим иную интерпретацию правила закрытия: TR/Q < TVC/Q = P < AVC.
Для фирмы, максимизирующей прибыль (TR > TC), актуальным является второй вопрос – сколько производить?
До тех пор, пока расширение производства (Q) обеспечивает более быстрый рост дохода (MR) по сравнению с ростом издержек (МС) фирма будет наращивать выпуск.
Когда МC = MR, фирма достигает оптимального объема выпуска. Это – правило предельного выпуска.
Вопрос № 2. Модель рынка совершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция предполагает существование рыночной структуры, при которой большое количество фирм производит и продает однородную продукцию. Вход и выход хозяйственных субъектов из отрасли ничем не ограничен. Доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения очень незначительна, поэтому она не может влиять на рыночную цену продукта. Напротив, она сама попадает в зависимость от стихии рыночных сил и является ценополучателем.
График спроса на продукт конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию.
Средний доход (AR) фирмы и ее предельный доход (MR) равны рыночной цене продукта, а графики среднего и предельного дохода совпадают с графиком спроса. Общий доход (TR) растет по мере увеличения объема продаж.
Вопрос № 3. Максимизация прибыли и краткосрочное предложение конкурентной фирмы.
Существует 2 подхода к максимизации прибыли:
I. В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль или минимизирует убытки, выбирая такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR == MC) при условии, что цена (Р) превышает минимальное значение средних переменных издержек (P > AVC).
Точка e - точка оптимального выпуска.
- Если Q > Q*, то MC > MR и невыгодно увеличивать объем выпуска;
- Если Q < Q*, то MR > MC, а это стимул для роста производства;
- В точке e MC = MR = Р или МС = Р.
II. Второй подход состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой доход (TR) при различных объемах выпуска с валовыми издержками (ТС). Фирма выберет вариант когда разница между TR и ТС будет максимальной, т.е. когда будет достигнут максимальный объем прибыли.
До F1 и после F2 TC > TR – производство убыточно и нецелесообразно.
F1 - F2 - зона прибыльности.
Точка Q* соответствует точкам графиков TR и ТС наиболее удаленным друг от друга, а TR – TC = max.
Q* - оптимальный объем выпуска.
Предложение фирмы в SR.
Какая бы цена не установилась на рынке, конкурентная фирма будет стремиться к такому объему выпуска, при котором МС = Р.
- В точке А – фирма не производит, т.к. Р1 < AVC, поэтому и предложение = 0.
- В точке В фирма работает на пределе своих возможностей, т.к. Р2 едва покрывает AVC.
- В точке С фирма минимизирует убыток, т.к. AVC < P3 < ATC. Величина убытка равна:
p = (TR/Q – TC/Q) × Q = (P – ATC) × Q.
- В точке D фирма работает в режиме самоокупаемости; P4 = АТС.
- В точке Е фирма максимизирует прибыль; P5 > АТС.
Кривая предложения конкурентной фирмы в SR совпадает с восходящей частью кривой МС, лежащей выше точки минимума AVC.
Кривую предложения отрасли в SR можно получить путем горизонтального суммирования кривых предложения отдельных фирм.
Вопрос № 4. Долгосрочное конкурентное равновесие и предложение товаров. Парадокс прибыли.
Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LAC) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: P = LAC = LMC.
Графически это выглядит так:
Точка e - точка долгосрочного конкурентного равновесия.
Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, назначает самую низкую цену и производит наибольший объем продукции. Равенство Р и предельных издержек указывает на то, что ресурсы распределены в соответствие с предпочтениями потребителей.
Долгосрочная кривая предложения отрасли может принимать различный вид в зависимости от динамики LAC.
Если фирмы отрасли уже находятся в равновесии, их LAC не меняются в зависимости от числа входящих и выходящих фирм из отрасли, то предложение будет абсолютно эластичным, а график предложения – горизонтальная линия (S1 ).
В случае расширения отрасли при положительном эффекте масштаба (рост Q при одновременном снижении АС и Р) кривая S будет падать (S2 ).
Если с ростом Q в отрасли растут и АС и Р, то кривая предложения в LR принимает классический «восходящий» вид (S3 ).
Различные варианты кривых предложения в отрасли в LR соответствуют определенному участку кривой LAC.
Тема № 7. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии (3 ч)
Вопросы:
- Модель рынка чистой монополии.
- Кривая предельного дохода чистого монополиста.
- Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие.
Вопрос № 1. Модель рынка чистой монополии.
Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
Характерные черты чистой монополии:
1) понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
2) покупатели не имеют возможности выбора;
3) чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
4) кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
5) чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
Барьеры для входа в отрасль – это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).
Чистая монополия – это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.
Вопрос № 2. Кривая предельного дохода чистого монополиста.
Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) – MR < P. График MR проходит ниже кривой спроса.
Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR).
Когда спрос эластичен, значение MR положительны и общий доход растет. Когда спрос неэластичен, MR < 0 и ТR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, а ТR – максимальный. Монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.
Вопрос № 3. Максимизация прибыли чистым монополистом в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие.
Объем выпуска (Qm), максимизирующий прибыль монополиста, определяется правилом: MR = MС. Затем устанавливается цена (Рm).
Графически это выглядит так: устанавливаемая цена (Рm) определяется высотой кривой спроса в точке выпуска Qm. Такая цена всегда выше MC. Отсюда: MC = MR < P – условие равновесия чистого монополиста в SR.
|
Для определения монопольной прибыли необходимо знать соотношение цены (Рm) и средних издержек (АТС).
- Если Рm > АТС – монополист получает прибыль (p = (Р – АТС)×Q) и максимизирует ее;
- Если AVC < Р < ATC – монополист несет убытки и, минимизируя их, продолжает производство;
- Если Р = АТС – монополист полностью покрывает экономические издержки и имеет нулевую экономическую прибыль.
В долгосрочном периоде монопольная фирма обеспечит равновесие в том случае, если сможет удержать контролируемую ею отрасль от проникновения в нее иных фирм. Используя входные барьеры чистая монополия способна получать экономическую прибыль и в долгосрочном периоде.
Чистая монополия лишена кривой предложения, т.к. она сама назначает цену в соответствии с Qm. Решение монополиста об объеме выпуска (Qm) невозможно отделить от кривой спроса.
Тема № 8. Ценовая дискриминация. Монопольная власть. (3 ч)
Вопросы:
1. Ценовая дискриминация: понятия, условия, последствия;
2. Монопольная власть: понятия, показатели, факторы;
3. Социальная цена монопольной власти;
4. Государственное регулирование рынка чистой монополии.
Вопрос № 1. Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия.
В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары для разных покупателей.
Условия осуществления ценовой дискриминации:
1) невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар;
2) возможность разделить всех потребителей данного товара на группы в соответствии с их готовностью заплатить.
Если фирма знает, какую максимальную цену готов заплатить за товар каждый покупатель, то имеет место совершенная ценовая дискриминация (или идеальная).
Последствия ценовой дискриминации:
1) производится больший объем продукции;
2) увеличивается прибыль продавца за счет потребительского излишка;
3) возрастает благосостояние общества, т.к. товар становится доступным большему числу потребителей.
Графический анализ ценовой дискриминации. (при условии, что МС – const).
На рис. 8.1.1 видно, что прибыль монополиста равна площади прямоугольника I; заштрихованный треугольник – это потребительский излишек; площадь треугольника II – это безвозвратные потери общества из-за монопольной цены.
Переход к политике ценовой дискриминации (рис.8.1.2) означает, что MR=P, а график MR сливается с графиком спроса. Весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивая его прибыль (площадь треугольника I на рис. 8.1.2). Исчезают и безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта (Q`m > Qm).
Ценовая дискриминация может носить систематический или временный характер. Однако, в любом случае, монополист учитывает эластичность спроса на свой товар. Объектом ценовой дискриминации являются в основном малоэластичные товары.
Вопрос № 2. Монопольная власть: понятие, показатели, факторы.
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.
Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции.
Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.
Для количественной характеристики монопольной власти используются:
1) показатель монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.
0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.
2) индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P;
3) Индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … + Р2n , где Н – показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н ³ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.
Источники или факторы монопольной власти:
1. Доля фирмы в рыночном предложении;
2. отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;
3. Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.
Вопрос № 3. Социальная цена монопольной власти.
Социальная цена – это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти.
Сравним объем предложения и цену продукции на рынках чистой монополии и совершенной конкуренции. При соблюдении равенства всех прочих условий.
На конкурентном рынке Р = МС (рис. 8.3.1). Заштрихованный треугольник А – излишек потребителя. Треугольник В – выигрыш продавца.
На рынке чистой монополии Р > МС, теряется часть потребительского излишка и увеличивается выигрыш продавца. Заштрихованный треугольник между графиками «D» и «МС» показывает появление безвозвратных общественных потерь.
В этом и есть существо неэффективности монопольного рынка.
Негативные последствия чистой монополии:
1) Qm < Qk – производит меньший объем продукции;
2) Рm > Рk – назначает более высокую цену;
3) Потребителям экономически не выгодно иметь дело с монополистом. Имеет место х – неэффективность;
4) Монопольная власть формирует тенденцию к сдерживанию НТП и бюрократизации производства;
5) Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, что чревато социальными конфликтами;
6) Монополия несет большие расходы на сохранение входных барьеров.
Вопрос № 4. Государственное регулирование рынка чистой монополии.
Способы сокращения монопольной власти:
1) Антимонопольное законодательство. Направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти;
2) Экономическое регулирование естественных монополий (прямое или косвенное).
Модель регулируемой естественной монополии.
|
Нерегулируемый монополист выбрал бы объем производства Qm и назначил бы цену Pm. Здесь он имел бы экономическую прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.
При совершенной конкуренции Р = МС; такая цена (P2 ) оптимальна с точки зрения общества, т.к. обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов. Если государство установит эту цену на продукт монополиста, то фирма будет нести убытки. Регулирующие агенства могут разрешить фирме справедливую прибыль, установив цену P1 на уровне средних издержек. Хотя такая цена ведет к сокращению Q по сравнению с оптимальным случаем (Q1 < Q2), потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемо естественной монополии (Q1 > Qm ).
3) Формирование государственной собственности, т.е. вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Однако, как показала практика, стремление к прибыли – более надежная гарантия профессионального управления фирмой, чем кабинка для голосования.
Тема № 9. Рынок монополистической конкуренции
Вопросы:
1) Модель рынка монополистической конкуренции.
2) Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции. Долгосрочное равновесие.
3) Неценовая конкуренция и экономическая эффективность.
Вопрос № 1. Модель рынка монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция – рыночная структура, когда несколько десятков фирм в отрасли, выпускающие дифференцированный продукт, конкурируют между собой, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю за рыночной ценой.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».
Кривая спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции – нисходящая, эластичная.
Факторы эластичности спроса – число конкурентов; степень дифференциации продукта.
Дифференцировать товар – это значит отличить его от других, аналогичных товаров по какому-либо признаку: качество, реклама, торговая марка, условия продажи, упаковка и т.д.
Дополнительные расходы, связанные с дифференциацией товара, могут стать барьером для входа новых фирм в отрасль.
Вопрос № 2. Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции.
В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P*).
Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены и ATC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.
Графически долгосрочное равновесие выглядит так:
Точка А – точка долгосрочного равновесия, где p = 0 (p - прибыль).
Кривая «D» - касательная к LAC. Фирмы получают только нормальную прибыль.
Вопрос № 3. Неценовая конкуренция и экономическая эффективность.
Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем эффективной масштаб производства.
Эффективный масштаб производства – это объем выпуска, минимизирующий АТС.
Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности (DQ).
DQ = эффективный масштаб производства - Q* (фактический объем выпуска).
Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (Р* > MC). Это означает, что монополистическая конкуренция – менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. Р* > MС, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.
Тема № 10. Олигопольный рынок
Вопросы:
1) Характерные признаки олигопольного рынка.
2) Модель Курно. Ценовая война.
3) Модель «Дилемма заключенного».
4) Модель «ломаной кривой спроса».
5) Типы олигополистического поведения:
а) картельное соглашение;
б) лидерство в ценах
в) практика сдерживания цен;
г) ценообразование по принципу «издержки плюс».
Вопрос № 1. Характерные признаки олигопольного рынка.
Олигополия – рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену.
Характерные черты олигополии:
1) На рынке доминирует небольшое количество фирм.
2) Олигопольные фирмы обладают крупными рыночными долями и потому имеют значительную монопольную власть над ценой.
3) Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.
4) Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.
5) Существуют значительные барьеры для входа новых фирм в отрасль.
Последствия всеобщей взаимосвязи:
1) нельзя оценить спрос;
2) нельзя определить MR;
3) нельзя определить P* (равновесная цена ) и Q* (равновесный объем продаж).
Такая неопределенность рыночного поведения порождает множественность моделей олигополии, которые делятся на модели кооперативного и некооперативного поведения.
В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска. Кооперативное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.
Вопрос № 2. Модель Курно. Ценовая война.
Согласно модели на рынке – две фирмы (дуополия) X и Y, которые конкурируют между собой, производят однородную продукцию и самостоятельно принимают решения относительно цены и объема выпуска (некооперативное поведение). При этом учитываются не только издержки производства и спрос, но и предложение конкурента.
Если фирма Y начнет расширять продажи, то фирма X лишится части спроса, что вызовет смещение графика DX влево. В результате изменяется объем производства (от Q0®Q1®Q2), максимизирующий прибыль фирмы X, и соответствующая ему цена.
График объема производства фирмы X в зависимости от объема производства фирмы Y называется кривой реагирования фирмы X. Такой график можно построить и для фирмы Y.
Равновесие Курно – в точке А, где предположения фирм совпадают с их реальными действиями, а QX и QY – оптимальны.
Дуополия Курно – это модель, анализирующая поведение двух конкурирующих фирм при условии, что одна фирма, расширяя выпуск, частично вытесняет с рынка другую.
Однако если фирма X займет активную позицию и не допустит фирму Y на свой рынок, может начаться ценовая война.
Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цены с целью вытеснения конкурента с олигопольного рынка. Она продолжается до тех пор, пока цена не снизится до минимального уровня (P = AC = MC).
Вопрос № 3. Модель «Дилемма заключенного».