Виды исследований

Классификационный признак исследования Вид исследования
Направленность на результат Фундаментальное– основная задача – познание новых законов и закономерностей, Прикладное – решение практических проблем и задач
Решаемая задача Текущее (оперативное), перспективное
Продолжительность проведения Экспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительное)
Число исследователей Индивидуальное, коллективное
Регулярность проведения исследований Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое
Сложность Простое, сложное
Подход к исследуемому объекту Локальное, системное
Место проведения Лабораторное, промышленное  
Характер объекта Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др.
Методология проведения Контрольное, диагностическое, сравнительное, классификационное и др.
Характер исследования Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное
Отношение к методу исследования Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты на базе имеющейся теории) Эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего обобщения сформулировать новые знания и прогнозы)
Форма ожидаемого результата Количественное, качественное

По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.

К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний. Важ­нейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей.

Прикладные исследования — это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели, на базе достижений фундаментальных исследований, в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач.

 

 

Основные характеристики методологии исследования

Точный выбор и правильное формулирование объекта и предмета исследования, позволяют в конечном итоге более рационально определить основные характеристики проводимого исследования (включая его методологию, ме­тодику, организацию исследования и т.п.).

 

Термин «методология» имеет различные толкования, например:

· учение о научных методах познания;

· совокупность методов, применяемых в отдельных науках;

· учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

 

Тем не менее, методологию исследования следу­ет понимать как совокупность целей, гипотез, подходов, принци­пов, методов, средств и процедур логической организации, используемых при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности.

По своему содержанию методология, как правило, включает: ме­тоды (способы исследования), принципы (обобщенные правила, требования к выполнению каких-либо процессов), нормы (стандарты, правила,), понятия (логически оформленные общие мысли, представления, сведения о каком-либо предмете).

 

По видам деятельности методологию можно подразделить на познавательную (гносеологическую), оценочную (аксеологическую) и практическую (праксеологическую).

 

При этом принципы исследования, будучи важнейшей категорией методологии, представляют собой основные правила, основу действий, сущность и исходные положения, используемые при осуществлении познавательной деятельности,

методы исследо­вания — совокупность целенаправленных действий и способов по­лучения новых знаний об определенном предмете соответствующе­го объекта изучения и познания,

 

Организация исследования представляется как деятельность по упорядочению всех сторон проведения исследовательских работ основанная на реализации совокупности соответствующих законо­мерностей, принципов, приемов и способов, функций, технических средств управления и другого методологического и методического инструментария, для достижения поставленных целей.

Практика научных исследований показывает, что их макси­мальная результативность достигается при использовании правильно избранной методологии, методики и организации исследования.
Тем не менее все это во многом зависит от научного потенциала, креативности и иных свойств исследователей, а также других, влияющих на них факторов и условий.

Результаты исследования определяются его качеством, представляющем конкретную совокупность свойств исследования, потенциально или реально способных в той или иной мере удовлетворять, предъявляемые к нему требования.