Таджикский театр оперы и балета

Таджикский театр оперы и балета ордена Ленина академический имени С. Айни, создан в 1940 году в Душанбе на базе Таджикского музыкального театра, организованного в 1936 году.

Богатый и разнообразный таджикский танцевальный фольклор стал основой для быстрого развития \балетного театра в Таджикистане. В 1936 году, при организованном в Душанбе Таджикском музыкальном театре, была создана балетная труппа, которая постоянно увеличивалась, так как в неё входили участники художественной самодеятельности, артисты театров Самарканда и Бухары. Наряду с изучением таджикского танца велись занятия по классическому балету и характерному танцу под руководством приехавших из Москвы балетмейстеров А. Н. Исламовой и А. И. Проценко. Активное изучение национального танцевального искусства, русской хореографической культуры и танцев древних народов определило первые успехи Таджикского балета. В 1939 году труппа показала «Вечер балета». В 1941 году, в дни Декады таджикского искусства и литературы в Москве театр показал свой первый балетный спектакль «Две розы» («Ду гуль») Ленского. В этом этапном спектакле, посвящённом разгрому басмачества в Таджикистане в конце 20-х – начале 30-х годов были использованы движения народного танца, разработаны новые формы таджикской хореографии – массовые танцы, групповые пляски с участием одной женщины и нескольких мужчин, танец «квартет» и другое.

Во время войны театр ставит балеты: «Тщетная предосторожность» (1943), «Бахчисарайский фонтан» (1945), затем «Лебединое озеро» (1947) и «Золушка» (1949) году.

Дальнейшее развитие балетного театра связано с деятельностью первых таджикских балетмейстеров Г. Валамат-заде и А. Азимовой, окончивших балетмейстерское отделение ГИТИСа. Значительно расширился репертуар, были созданы новые национальные балеты «Источник счастья» Книппера (1950), «Голубой ковёр» Вольберга (1958) и другие, в которых были сделаны попытки сочетать элементы классических и народных танцев. Заметным явлением были также постановки балетов «Красный мак» (1950), «Доктор Айболит» (1952), «Лауренсия» (1952), «Эсмеральда» (1953) году. Этапными стали спектакли «Лейли и Меджнун» (1947), и «Дильбар» (1954) Ленского. В этих балетах продолжились поиски гармоночного сочетания классической хореографии с грациозными движениями таджикского танца, создания действенных и богатых по рисунку массовых народных танцев.

С приходом в Таджикский театр выпускников Ленинградского хореографического училища (1958 – 1961) годы, начался новый этап в жизни балетного театра республики.

Многообразный, обширный материал способствовал раскрытию дарований нового поколения артистов Таджикского балетного театра. Рост мастерства ртуппы определила работа советских балетмейстеров К. Я. Голейзовского, Н. Г. Конюс , А. И. Проценко, Л. А. Серебровской, В. Х. Пяри и другие, которые принесли в балетный театр

-47-

реалистические традиции русского балета, достижения современной хореографии, значительно подняли профессиональный уровень солистов и кордебалета.

С 1961 года в Душанбе работает хореографическая школа (директор и педагог народная артистка СССР Л. Захидова). При Душанбинском музыкальном училище также организовано отделение классического танца. Солистка Душанбинского театра оперы и балета Малика Сабирова удостоина высочайшего звания – народной артистки СССР. Её партнёр народный артист Таджикской ССР М.Бурханов.

В 1977 – 78 труппа театра гастролировала за рубежом.