Немецкий балетный театр

Возникновение немецкого балетного театра датируется XVII веком. При княжеских и герцогских дворах ставились первые спектакли: «Балет Эринии» в Штудгарте, «Балет об Орфее и Эвридике» в Дрездене. Для их постановок приглашались французские и итальянские балетмейстеры, композиторы, исполнители, музыканты. Вместе с этим в XVII веке начинает развиваться национальная хореография. Например, в Гамбурге в 1678 году был открыт первый общедоступный оперный театр. В шедших на его сцене оперных спектаклях было много вставных танцевальных номеров.

В Лейпциге во время ярмарок ставились также балетные спектакли.

В XVIII веке в Германии работали многие известные европейские балетмейстера и танцовщики, в том числе великий французский балетмейстер Ж. Ж. Новер. Именно он поставил впервые в Германии сюжетные балеты «Смерть Геркулеса» (1762) и «Медея и Язон» (1763). Примадонной берлинского балета была итальянская танцовщица Б. Кампа нини. Балеты ставились также в театрах Берлина, Дрездена, Мюнхена, Лейпцига, Гамбурга.

В XIX веке в Германии гастролировала М. Тальони, Ф. Эльслер, Л. Гран, Ф. Черрито.

В начале XX века в Германии расцветает экспрессивно-пластический танец, или, как его ещё называли, «выразительный».

В период фашистской диктатуры в Германии более всего были распространены развлекательные постановки.

Разгром фашизма во второй мировой войне и установление в стране народной демократии способствовали подъёму культуры. В послевоенные годы в ГДР были

организованы балетные коллективы, которые могли ставить многоактные балеты. В 1948 году в Берлине балетмейстеры Т. Гзовская и Д. Шпис поставили балет «Ромео и Джульетта».

Много лет балетную труппу берлинского оперного театра возглавляла Лило Грубер.

В 1965 году при берлинской «Комише опер» Том Шиллинг организовал балетный коллектив. Сейчас это один из лучших коллективов в ГДР. В нём Т. Шиллинг поставил балеты: «Абраксас» Эгка, «Ундина» Хенце, «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева, «Море» на музыку Дебюсси, «матч на музыку Маттуса, «Чёрнные птицы» Катцера и другие.

Балетные школы в Берлине, Дрездене, Лейпциге и Театральный институт готовят исполнителей для балетных групп и ансамблей танца ГДР. Многие солисты и балетмейстеры приезжали учиться в Советский Союз, например: У. Коллийн, Э. Бишоф, Т. Кремке. Советские специалисты передавали свой опыт немецким. Всё это способствовало возникновению в ГДР своеобразной оригинальной хореографии.

В современных постановках немецкие балетмейстеры используют классический танец в сочетании с «Выразительным» немецким танцем.