Лекция 21. Праздничная культура в постперестроечный период.

 

· Этап развития нашего государства в середине 80-х характеризуется серьезными изменениями во всех областях жизни: политической, хозяйственной и культурной жизни. Перестройка, развитие демократии и гласности коснулись и организации театрализованных праздников. Являясь одним из специфических проявлений организации свободного времени, они представляют собой своеобразную педагогически разработанную систему, которая органично связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности, обеспечивает постоянное воздействие на людей, отражает мировоззрение, идейно-нравственную и эстетическую позицию общества.

· Огромной силой идейно-эмоционального воздействия обладали всесоюзные праздники общественно-политического характера. Они позволили каждому человеку со всей полнотой выразить те потребности в действии, которые отражают его мысли и чувства, отношение к актуальным проблемам жизни страны. Это наиболее массовые, являвшиеся подлинно народные праздничные кампании, которые проводились по датам как Красного, так и народного календаря.

· Отметим, что общественно-политический праздник — это весьма тонкий и деликатный акт воспитательного воздействия, сопряженный с трудными поисками психолого-педагогической эффективности сценарно-режиссерского замысла, который обязательно должен быть рассчитан на конкретную аудиторию. В то же время это должно быть и произведение искусства, ибо театрализация позволяет придать информационно-пропагандистскому содержанию действия эмоционально-образную форму подачи.

· В период перестройки общественно-политические праздники стремились отразить прогрессивные тенденции и актуальные проблемы современности. Среди них исследователи основных направлений развития современного массового праздника в СССР выделили две основные группы:

- К первой группе относятся праздники, посвященные памятным датам истории государства, жизни выдающихся деятелей российской истории.

- Вторая группа общественно-политических праздников связана с важнейшими событиями и направлениями деятельности прогрессивного человечества. Это День космонавтики, Международный день защиты детей, Всемирный день охраны окружающей среды и др.

· Анализ содержания общественно-политических театрализованных праздников того времени показывает, что оно обязательно корректировалось местной событийностью, наполнялось конкретным для каждого региона документальным материалом. Именно это и определяло форму и сценарно-режиссерский замысел мероприятия, будь то встреча ветеранов конкретного коллектива в честь Дня Советской Армии или Дня Победы; чествование знатных женщин — героев труда в честь Международного женского дня и т. д.

· Подчеркивая необходимость единства информационно-содержательной и эмоционально-образнойсторон театрализованного действия в общественно-политических праздниках, следует акцентировать внимание на некоторых аспектах поиска их образного решения.

· Театрализованные праздники, различные ритуалы опирались в первую очередь на памятники истории и архитектуры, мемориальные комплексы, получившие в повседневности значение символов, выражающие коллективные идеи, нормы, чувства, идеалы, понятия. Такая символика фиксирует социальный опыт людей, а значит, используя ее в театрализации как специально организованном педагогическом процессе, мы тем самым используем этот социальный опыт в целях воспитания человека.

· Яркий образ в общественно-политических праздниках создавался с помощью цвета. Это происходило в силу предметной соотнесенности и эмоционального восприятия тех или иных цветов, ибо цвет и свет являлись (и являются) источником мгновенной, дающей более 90 % поступающей в мозг через зрение информации, несущей комплексный характер (физиологической, психологической, эстетической). Информация, содержащаяся в цвете, ее ассоциативная образность, метафоричность наряду с установившимися стереотипами восприятия цвета как определенной знаковой системы позволяют красный цвет ассоциировать с революцией, победой, солнечным восходом, что делает его незаменимым в общественно-политических праздниках.

· В связи с демократическими преобразованиями в стране в тот период стремились особенно бережно соотносить замысел организаторов с любой инициативой участников общественно-политических праздников, выражающей их реальное отношение к происходящему действу. К сожалению, заорганизованность, попытка «причесать» всех под одну гребенку привели к падению авторитета театрализованных шествий и демонстраций. Типичный локальный инцидент, происшедший во время первомайской демонстрации в Ленинграде, является ярким примером столкновения праздничного мышления с рутиной старого представления о запрограммированном сверху действий участников массового праздника. Попытка школьников нетрадиционно решить оформление колонны своего класса в рамках демонстрации, придумать оригинальное действие автоматически привела их к попаданию в разряд нарушителей общественного порядка. А вот и «позиция» понимания активности в общественно-политическом действии одного из работников Кировского РУВД Ленинграда:

— Ребята не должны были двигаться самостоятельно, в чужой колонне, отдельно. Они должны были двигаться со своей школой…

· Впрочем, новизна праздничного мышления в этом случае весьма относительна. Ибо это новое — хорошо забытое старое, те традиции ренессанса советского общественно-политического праздника, которые подарили нам первые послереволюционные годы. Проблема, видимо, заключена в том, что длительнейший период культа личности, застойных явлений в обществе привел к боязни театрализации общественно-политического праздничного действа. Видимо на многие годы забыто, что найти образный эквивалент своему желанию активно продемонстрировать отношение к происходящему событию именно в праздничной колонне, вместе с массой участников — конституционное право каждого человека, и поэтому не может быть запрещено, не может быть признано антиобщественным.

· В те годы практически невозможно было увидеть в демонстрациях традиции политического карнавала, начавшего исчезать в 30-е годы из общественно-политических театрализованных праздников. Думается, что демократизация и гласность предполагали в те дни более активное использование актуального материала, связанного с общественно-политическим положением в стране, опирающегося на выразительные средства сатиры, возможности пантомимы, массовой инсценировки. Такая попытка была сделана во время театрализованного шествия по Садовому кольцу в Москве (гл. реж. Е.Пичуев). Эпизод «Москва улыбается» раскрывал современность через синтез приемов театрализации, рожденных в 20-х (политическое шествие) и 30-х (карнавальное шествие) годах.

· Организаторам удалось ярко, образно, с выдумкой поставить под обстрел сатиры то, что мешает прогрессу, поступательному движению вперед. Это и «жонглеры перестройки», которые из кубиков с текстом «перестройка», жонглируя, складывали свои слова: «рой», «стой», «арест» и пр. Это и те, кто затеяли «долгострой». Они тянут колесный строительный кран, обросший сорняками и гнездами, в которых сидят жильцы с длиннющими бородами. На поблекшем лозунге «Сдадим объект досрочно в 1968 году» цифра «б» исправлена на «7», затем на «8», наконец на «9», К «бюрократу», сидящему на высоченном портфеле, в альпинистском снаряжении карабкаются «просители», но каждый раз, почти достигнув цели, срываются. «Кольцо инструкций» представляет собой просторную детскую кроватку величиной с грузовик, стенки которой составлены из листов бумаги с надписями «Директива», «Указание», «Приказ», «Циркуляр»... В «кроватке» взрослые дяди и тети с портфелями и большими пустышками во рту. На кабине машины в кресле сидит «руководитель» с погремушкой в руках, не позволяющий «шалить» — вылезать из «кроватки» или говорить, вынув изо рта пустышку.

· Особое внимание было уделено тому, чтобы не превратить театрализованное карнавальное шествие в зрелище, найти каналы проявления активности москвичей, продумать их вовлечение в действие, демонстрирующее отношение к происходящему. Для этого прямо в массу участников общественно-политического праздничного действия были запущены «куклы-катализаторы», условно названные «народ». Это были крупномасштабные трехметровые куклы, изображающие людей, апплицированные фотографиями с изображением масс идущих людей, последних событий в стране и за рубежом. Вокруг «народа» суетятся сатирические персонажи (актеры в масках): «демагог», «взяточник», «очковтиратель», «болтун» и т. д., которые мешают ему идти вперед: «вешают лапшу на уши», «пускают пыль в глаза», «промывают мозги», «пускают пузыри». Снующие в массе уборщики-санитары в белых халатах предлагают всем желающим шланги с водой, пылесосы, щетки и метелки, чтобы вымести, смыть «мусор прошлого», дать возможность «народу» свободно двигаться, действовать. Благодаря такому режиссерскому решению многие стоящие на уличном тротуаре активно включились в движение и вместе с общей колонной театрализованного шествия приняли участие в финале, суть которого отражена в названии — «Сто тысяч танцующих пар».

· Исторический путь, который прошли в своем становлении и развитии общественно-политические праздники и обряды у нас в стране, позволяет говорить об их огромной значимости в пробуждении самосознания советских людей, формировании их политических убеждений, активизации жизненной позиции. Пожалуй, нет у нас в стране дома, в котором не хранились бы бережно документы и реликвии огненных верст нашей истории: награды, письма, фотографии. Они — носители того духовного богатства, без приобщения к которому каждого нового поколения обойтись невозможно, ибо разорвутся связующие нити, делающие осознанными жизнь и творчество человека.

· Общественно-политические праздники позволяют увидеть события нашей истории яркими, зримыми, образными, воспринимаемыми эмоционально, всем сердцем и душой. Именно такое восприятие, дающее каждому возможность активного действия, проявляется в последующей социальной деятельности масс, в отношении к общественно-политической жизни страны, ее осмыслении и морально-этической оценке. Удовлетворение, возникающее от чувства сопричастности с происходящим, гордость за дела, в которые вложена частица собственного труда, единение с активно действующей массой участников театрализованного праздника — все это вызывает потребность с еще большим энтузиазмом трудиться на благо Родины, родного города, своего предприятия.