Лекция 17. Массовые площадные представления, мистерии, инсценировки в год свершения Октябрьской революции.

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ»

 

После победы Великой Октябрьской социалистической револю­ции идея массовых площадных празднеств, способных вовлечь в действо и объединить в монолитную общность огромные массы народа, властно овладела умами. Миллионным массам людей надо было дать новое революционное искусство, утверждающее идеи революции, искусство воспитывающее, закрепляющее эти идеи в сердцах миллионов.

С первых дней существования Советского государства были определены основные направления развития социалистического искусства. Важное значение придавалось новой культуре и новому социалистическому искусству.

Страна победившей революции жила пафосом творческого созидания. Это определило и пафос революционного искусства Советской России: его деятели мечтали о революционном агитационном искусстве, объединяющем людей.

Для подлинных художников величайшим источником творческих сил явилась Октябрьская революция и то новое социалистическое общество, в строительстве которого они приняли непосредственное участие. Революция дала новое понятие «массы», иное ее толкование. И если раньше слово это было связано с чем-то аморфным, лишенным целеустремленности и воли, то отныне народная масса воспринималась в ее революционном подъеме и организованности, с ней ассоциировалась «грандиозная огромная, грозная, стихийная сила, которой надо было дать верное направление, ясную организующую идею, и ее действенное осуществление».

На повестку дня партией была поставлена массовая пропаганда и агитация. В ряду агитационных средств особенно были нужны жанры без промаха бьющего в цель агитационного искусства.

Театр был нагляднее и потому действеннее других искусств. Он должен был принять на себя функцию пропагандиста и агитатора, взяв курс на политическое искусство, обладающее ударной силой воздействия на массу.

Так родился революционный агиттеатр. Сначала для небольшого количества зрителей, а затем — стремительно выросший до гигантских размеров массового агиттеатра улиц и площадей.

На повестку дня встала задача перевода политического лозунга на язык искусства, и решать эту задачу надо было немедленно.