Творчество А.Я.Алексеева-Яковлева

С давних времен в России, как уже говорилось, славились народные массовые гулянья «под горами» (зимние) и «под качелями» (летние), устраиваемые не только в Петербурге и Москве, но и в провинциальных городах и селах.

Примером создания народных празднеств в последней четверти XIX — начале XX века может служить творчество талантливого самородка А.Я.Алексеева-Яковлева, который широко использовал в своей деятельности все лучшее из арсенала выразительных средств традиционных русских народных гуляний. К сожалению, сегодня имя этого замечательного деятеля незаслуженно забыто, хотя его творчество — целая веха в развитии жанра массовых праздников и зрелищ.

А. Я. Алексеев-Яковлев был разносторонним режиссером. В организованном им народном общедоступном театре «Развлечение и польза» он ставил спектакли, пантомимы, массовые представления. Режиссер последовательно отстаивал идею театра на площа­ди. Будучи убежденным в том, что народный театр должен быть составной частью народных массовых праздничных гуляний, А. Я. Алексеев-Яковлев привнес в лубочный театр совершенно иную тематику: сохраняя стиль ярмарочного балаганного зрелища, идущего от древнего искусства российских скоморохов, он взял репертуарный курс на русскую классику (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Островский) и русский фольклор.

Площадной театр «Развлечение и польза», входящий в общий комплекс народного гулянья «под горами», размещался посреди площади, на которой в балаганах, а то и просто среди народа выступали всякого рода затейники и потешники: деды — балагуры, «паясы», раешники, петрушечники. Народ, накатавшись на горах, посмотрев выступавших на площади артистов из народа, шел в театр «Развлечение и польза», который являл собою как бы продолже­ние всего народного гулянья и внешне сохранял любимый простым людом, хорошо знакомый ему с детства лубочный стиль народного русского представления. Однако талант драматурга, режиссера и художника позволил А. Я. Алексееву-Яковлеву использовать в своих сказочно-феерических зрелищах новые постановочные приемы, которые оказали влияние не только на народные балаганные представления, но и на русский театр, на русскую эстраду. Постановочные приемы, изобретенные балаганным театром, вошли в обиход русского профессионального театра. И в частнос­ти — «черный кабинет».

По свидетельству А. Я. Алексеева-Яковлева, К. С. Станиславс­кий при постановке «Синей птицы» консультировался с ним о воз­можностях «черного кабинета». Один этот факт говорит о той вы­сокой театральной культуре, которой были отмечены постановки площадных народных театров.

О влиянии волшебно-феерического постановочного стиля лу­бочного театра на большие театры мы читаем у П. П. Гнедича в его «Книге жизни». Он пишет о том, что «императорские театры не раз обращались за помощью к балаганным механикам, так как свои не могли достичь должных эффектов».

Как утверждал Е. Кузнецов, эти взаимосвязи возникли еще в начале прошлого столетия, и целый ряд спектаклей Мариинской императорской оперы был создан под влиянием феерических зре­лищ балаганного театра. Это «Волшебные пилюли», «Леста, днеп­ровская русалка», «Илья Богатырь» и даже «Спящая красавица», постановщик которой М. Петипа был завсегдатаем народных гуля­ний «под горами».

Забегая вперед, скажем, что народный феерический театр ока­зал несомненное влияние и на раннего Маяковского, ибо «Мис­терия-буфф» сделана в известной мере по законам именно этого жанра. Примечателен и тот факт, что театр Народного дома, который после Октябрьской революции возглавил А. Я. Алексеев-Яковлев, заказал Маяковскому сатирическое обозрение-феерию о врагах революции, о текущем политическом моменте.

Приступив к работе, Маяковский с интересом изучал макеты Алексеева-Яковлева, в частности традиционную для народного теат­ра «сцену в аду» с участием сатаны, чертей и т. д. Изучение приемов площадного театра многое дало Маяковскому. В этом легко убедиться, перечитав «Мистерию-буфф». И совсем не случайным следует признать творческое содружество поэта с замечательным русским режиссером. Ясная демократи­ческая направленность творчества А. Я. Алексеева-Яковлева, естест­венно, привела его в ряды деятелей искусства, поставивших свой талант и мастерство на службу революции. 1 мая 1918 года Алек­сеев-Яковлев поставил политический карнавал — один из первых массовых праздников Советской России, осуществленный силами самодеятельности рабочих Красного Петрограда, а 1 мая 1919 года в Петрограде состоялось массовое действо «Третий Интернационал» в постановке Алексеева-Яковлева.

С именем А.Я.Алексеева-Яковлева связаны и народные «Об­щедоступные гулянья» в петербургском Михайловском манеже. Здесь ставились представления с участием Анатолия Дурова. Здесь же выступали русские народные хоры, народные оркестры рожеч­ников и т. д.

В спектакле «1812 год», например, были заняты, кроме драматических актеров, хор, балет, оркестр, а также исполнители мно­голюдных массовок. Интересно отметить театрализованные выступ­ления в Михайловском манеже хора Агренева-Славянского. Мно­гие песни были инсценированы, превращались, по словам А.Я.Алексеева-Яковлева, в «действие, развернутое средствами песни», в своего рода «зримую песню».

В 80—90-х годах XIX века «гвоздем» народных гуляний в Михайловском манеже стали театрализованные аллегорические шествия. Режиссура использовала здесь прием мистериальных педжентов площадного театра: на восьми — десяти высоких передвижных платформах размещались «живые картины», и вся процес­сия проходила по манежу, делая обычно два круга.

Подобные шествия пользовались большой популярностью и в Москве, где в летних садах и на гуляньях в московских манежах устраивались веселые карнавальные процессии. Их постановщиком был М.Лентовский, художником — академик А.Шехтель.

В те же годы в петербургских садах и парках стали осуществляться массовые феерии на открытом воздухе.

«Война с Турцией», «Взятие Плевны», «Синопский бой», поставленные А.Я.Алексеевым-Яковлевым в Крестовском саду, представляют несомненный интерес и с точки зрения их патриоти­ческой тематики, определившей направленность этих массовых зре­лищ, и с точки зрения режиссерского решения. Участие в этих пос­тановках войск, военных кораблей, артиллерии, а в финале — взлет воздухоплавательных шаров были по тем временам смелостью необыкновенной. Войска шли на штурм вражеских укреплений, сол­даты форсировали реку в полной амуниции вплавь. Взрывалась крепость, в ней возникал настоящий пожар. А в это время на Средней Невке, на набережной которой находился Крестовский сад, пять кораблей российского флота сражались с восемью военными судами «противника», и в завершение битвы на воде — колоссальной силы взрыв всех вражеских судов. А затем — полет воздухоплавателей над головами изумленных зрителей.

Конечно, нам надо учитывать то обстоятельство, что все это происходило в 80-е годы прошлого столетия. Сегодняшнего зрителя, привыкшего видеть на теле- и киноэкранах колоссальные массовки, бои, взрывы, полеты в космос, вплоть до документальных кадров «прогулки» человека по Луне, эти представления вряд ли бы так удивили. Но ведь речь идет о событиях столетней давности! А о кинематографе еще никто, кроме братьев Люмьеров, даже и не помышлял...

Следует отметить массовые постановки А.Я.Алексеева-Яков­лева в Петроградском парке в начале нынешнего века, где он остроумно использовал природные условия (пруды, рощу и т. д.).

Интерес народа к этим массовым постановкам («Ермак Тимофеевич», «Взятие Азова» и т. д.) был огромен: число посетителей Петровского парка в дни массовых постановок достигало десятков тысяч!

Талантливая режиссура А.Я.Алексеева-Яковлева, размах и масштабы его деятельности в создании массовых народных зрелищ, служивших, как правило, делу воспитания патриотизма,— все это было определенной ступенью в развитии жанра.

В известной мере эти работы были своего рода «подготовительным периодом» перед рождением политических массовых представлений в Красном Петрограде.