Социальное назначение праздников и обрядов

Мы выяснили, что праздники и обряды в первобытном обществе – своеобразный урок для следующих поколений, средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Условно-символическая деятельность, предшествовавшая деятельности реальной или следовавшая за ней, носила мистический характер, являясь выражением зависимости человека от окружающего мира и неразгаданных сил природы.

Огромное значение ритуальных действий состояло в том, что они в наглядной форме демонстрировали идею общности членов первобытного коллектива, способствовали укреплению единства первобытной общины, формированию определенных норм и правил поведения.

Причины возникновения и эволюции обрядов вытекают из экономических и социальных условий жизни. В процессе общинного труда постепенно складывались определенные отношения человека к роду, к общине, к другому человеку, отношения мужчины к женщине, родителей к детям, заложившие основы морали.

Таким образом, мораль зарождается в обществе как совокупность норм и правил поведения людей, выражающих и регулирующих их взаимоотношения.

Обряды и праздники явились одной из форм передачи от одного поколения к другому сложившихся моральных норм.

При решении многих вопросов быта и совместного труда наши предки поступали так, как было заведено с давних пор в данном роде, в данной общине. Это было время, когда общая связь, самое общество, дисциплина, распорядок труда держались силой привычки, традиций, авторитетом или уважением, которым пользовались старейшины рода.

В этот период развития общества обряды и праздники были обязательными для всех. Нарушение устоявшихся традиций и обрядов считалось величайшим злом, ибо они играли огромную роль в организации усилий рода или племени в борьбе с силами природы.

Обряды и праздники постоянно развивались от простого к сложному, что было обусловлено множеством факторов (разделение труда, развитие духовной жизни и др.). Уже в рабовладельческом общество усиливается их эмоциональная и идейная сторона, появляются различного рода клятвы, присяги, в которых сконцентрированы моральные требования общества к своим членам, выражен нравственный идеал.

Таким образом, праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека.

Праздники и обряды являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность.

Каковы отличительные черты праздника?

Прежде всего, глубокая идея, заложенная в нем, выраженная в условно-символических действиях, которые фиксируют внимание людей на мысли, определяющей общественную значимость происходящего.

Эмоциональная подготовка (эмоциональный настрой), способствующая более глубокому восприятию основной идеи торжества, более полному ее усвоению.

Использование традиционных, повторяющихся, ставших характерными только для данного обряда элементов, яркая торжественность, зрелищность, нарядный, праздничный церемониал.

Популярность (обряд должен поддерживаться авторитетом людей, быть признанным ими, стать обязательным актом общественной жизни).

Прочность и устойчивость. Обряды создаются жизнью и временем и потому трудно поддаются изменению. Будучи прочными, они служат сплочению и объединению людей, способствуют преодолению индивидуализма, разлитию чувства долга и осознанию ответственности людей перед обществом.

Повторяемость, традиционность. Даже утратив свое первоначальное содержание, многие обрядовые элементы сохранились и сейчас повторяются в праздниках как память, как дань уважения к прошлому.

Выше мы говорили, что праздники и обряды являются частью традиции, способом ее материализации, поэтому они становятся реально ощутимой силой, характерной формой быта, проявлением образа жизни. Всеобщность и массовость, устойчивость и повторяемость способствуют их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственность в развитии человеческой культуры.

Одна из особенностей праздника как социального явления состоит в том, что важное место в нем занимает эстетическая сторона, художественное оформление. Различные виды искусства, включенные в обряд, выступают в нем не с целью художественного творчества, а усиливают чувства, переживаемые участниками обряда, выражают в эмоциональной форме определенные социально значимые идеи, представления, способствуя их воплощению в жизнь.

Таким образом, говоря о социальном назначении праздников и обрядов, еще раз подчеркнем, что в процессе возникновения и становления праздников и обрядов главную роль сыграли материальные и духовные потребности человека. Условно-символические действия помогали людям раскрыть связи между явлениями, постичь их взаимообусловленность и потому в известной степени выступали средством познания. Эта форма передачи новому поколению опыта предшественников предполагала, с одной стороны, закрепление достигнутого, с другой – являлась выражением памяти и уважения к ушедшим и уходящим поколениям.

С возникновением классового общества праздники и обряды приобрели новое содержание. По мере того, как усложнялась общественная жизнь, каждый господствующий класс, осознавая силу эмоционального, психологического воздействия их на людей, использовал их в своих целях для укрепления своего могущества, вкладывая в старые обряды новое содержание. Закреплению этого содержания способствовали различные религии.

 

Лекция 3. Становление праздничной культуры

Изучая процесс развития обрядово-праздничной культуры, следует выделить в нем такие основные этапы, как архаический, языческий, христианский и современный.

Для архаического этапа характерен культ природы, т.е. поклонение природным стихиям, животным, растениям. Незащищенный и зависимый от окружающего мира человек совершал магические действа в надежде на хорошую охотничью добычу. Именно эти магические ритуалы и стали зачатками первых обрядов.

Одушевление различных стихий и природных явлений привело к появлению целой системы языческих божеств, заселивших воду и лес, небо и преисподнюю. Они были привередливы и непостоянны, могли помочь или помешать человеку. Для их задабривания необходимо было совершать магические манипуляции, сопровождавшиеся определенными словами, действиями, песнопениями.

Христианство привнесло свою, коренным образом отличную от языческой, систему ценностей, а, следовательно, и иную обрядово-праздничную культуру. На первый план вышли духовные ценности, идеи нравственного совершенствования человека через служение Богу и единение с ним.

На социалистическом этапе была отброшена православная обрядность и создана созвучная провозглашаемым ценностям, принципиально новая обрядово-праздничная структура, которая, несмотря на ряд идеологических перегибов, содержала немало и интересного.

Сегодняшний этап развития обрядно-праздничной культуры можно охарактеризовать скорее как регрессивный, чем прогрессивный. Отбросив старые социалистические ценности и отвергнув основанные на них обряды и праздники, современная обрядово-праздничная культура в сущности не получила нового содержания, а следовательно, и не нашла пока соответствующих форм для его воплощения. Важно отметить, что все рассмотренные этапы развития празднично-обрядовой культуры тесно связаны и, несмотря на определенные противоречия в их содержании, почти все последующие пласты наследуют элементы предыдущих.

Система обрядов сложилась в глубокой древности. На архаичном этапе своего существования они являлись отражением тесной взаимосвязи человека с природой, животным миром. Во всем зависимый от окружающего мира человек, совершая определенные ритуальные действия, пытался заклясть природные силы, привлечь их на свою сторону, заставить помогать ему в нелегкой борьбе за выживание. По мере совершенствования сознания древнего человека и появления системы представлений об устройстве мира, в котором все подвержено кругообращению, в определенной мере меняются сущность и структура обрядовых действий и праздников, хотя магический компонент по-прежнему остается в них на переднем плане. Праздники и обряды в символической форме отражают периодические повторения в природе и трудовых процессах человека. Помимо календарного празднично-обрядового цикла складывается система семейно-бытовых обрядов и праздников, которые также отражают идею цикличности, цикличности личной жизни человека, проходящей, подобно солнцу, все фазы от восхода до заката. Семейно-бытовая обрядность тесно врастает в народный земледельческий календарь, составляя с ним одно целое и решая задачу – достижение благополучия, хорошего урожая, плодородия в хозяйстве и семье.

В условиях современной жизни обряд приобретает несколько иное значение. Он выступает в качестве универсального нормативного способа устройства быта людей, оказывает влияние на их взаимосвязи в промессе трудовой, общественно-политической и культурной деятельности. Обрядность устанавливает своеобразный этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции. Развиваясь на этой основе, народные обряды утрачивают прежнюю патриархально-домостроевскую сущность и становятся просто красивой традицией, ненавязчиво влияющей на образ жизни современного человека.

Среди характерных функций праздников и обрядов можно выделить религиозно-магическую, общественно-организационную, эстетическую, этическую, правовую, воспитательную и рекреационную.

Наиболее ярко магическая функция проявлялась на ранних этапах развития обрядово-праздничной культуры. Условно-символическая деятельность древнего человека носила магический характер и была обращена к силам природы с надеждой на то, что они станут его помощниками в охоте, а позже – в возделывании земли и животноводстве.

Одна из характерных функций праздников и обрядов – общественно-организационная – заключалась в том, чтобы регламентировать семейный и общественный быт, хозяйственный распорядок. Обряды сопутствовали каждому шагу человека, организуя его социальную, трудовую и личную жизнь. Праздник и обряд объединял в едином действе всех его участников, позволяя каждому осознать себя членом одной общины, единой социальной группы.

Велика роль обрядов и праздников в утверждении и передаче из поко­ления в поколение нравственных норм. Даже самый «разгульный» праздник имел регламентированный кодекс поведения всех участников, за выполнением которого строго следили старшие, а выход за его рамки сурово осуждался окружающими.

Через праздники и обряды шла передача традиций в устном творчестве, пении, изобразительном искусстве. Среди участвующих в празднично-обрядовых торжествах практически не было пассивных потребителей. Осуществлялся непрерывный процесс обучения пению, перевоплощению, танцам, играм. Молодое поколение активно подключалось к национальному культурному наследию.

Празднично-обрядовой культуре исконно присуща педагогическая функция. Обрядово-праздничная среда выполняла и выполняет роль своеобразного транслятора культурных традиций прошлого. По ному, участвуя- с малолетства в праздниках и обрядах и осваивая элементы художественной деятельности, человек приобретает целостную совокупность знаний, умений и навыков. В обрядах и праздниках воплотились народное мировоззрение, народная психология и этика, эстетические идеалы и практическая мудрость.

Необходимо отметить в заключение, что по мере развития общества одни функции приобретают ведущее положение, другие уходят на задний план. Например, магическая функция обрядности сегодня практически утрачена, а сами обрядовые комплексы воспринимаются скорее как забава, развлечение. Заметные изменения произошли и в содержании других празднично-обрядовых функций.