Менеджмент как элемент практической деятельности. Факторы, обеспечивающие возникновение и развитие менеджмента. Менеджмент как особый вид искусства.

Формирование новых требований к руководителю. Возникновение научного направления.

Формирование управленческого мышления на ранних стадиях исторического развития.

Менеджмент как элемент практической деятельности. Факторы, обеспечивающие возникновение и развитие менеджмента. Менеджмент как особый вид искусства.

Тема 2. Условия и факторы возникновения и развиты менеджмента.

.

Можно привести множество определений менеджмента, встречающихся в отечественной и зарубежной управленческой литературе. Содержание понятия «менеджмент» раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управле­ния и руководства; это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал. Менедж­мент — это эффективное использование и координация таких ре­сурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью.

Менеджмент, хотя ему и отводится вполне определенная роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Однако при своем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности — менеджеров, а также достаточно четко установить границы той или иной деятельности, которая составляет содержание менеджмента.

Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей. Именно совместная деятельность людей, требующая координации, согласования, обеспечения, определяет необходимость управления.

Многообразие форм собственности, конкуренция между предприятиями, развитие рыночных отношений требуют четкого управления. Система управления должна обеспечить условия, при которых каждый руководитель любого уровня считал бы своей задачей организацию активного поиска реальных возможностей повышения результативности производства. Вместе с тем она должна обладать способностью к достаточному саморегулированию и самосовершенствованию, направленному на широкое применение новых высокоэффективных организационных форм и методов управления, технологий и научно-технических достижений.

Эффективность деятельности предприятий любой формы собственности обусловливается не только возможностями капиталовложений в современное оборудование, но и квалификацией руководителей, уровнем их компетенции, умением предвидеть, вовремя принимать и реализовывать необходимые решения. Для этого следует знать, применять и развивать менеджмент, Современный менеджмент — это тысячи возможных вариантов нюансов управленческих решений. Он не дает готовых рецептов и помогает, предлагая общие принципы и функции управления, найти способы и пути решения конкретных проблем, успеха организации.

В общем и целом необходимость управления определяется тем, что именно оно определяет успешную деятельность организаций. Успешность зависит от умения выжить, результативности, эффективности и производительности деятельности организации которые определяются уровнем менеджмента в ней. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что современный менеджмент необходим организациям как условие их существования и развития, так как именно менеджмент определяет цели, стратегии, конкретные средства и пути решения задач организации, от него зависит степень реагирования организации на внешние угрозы и возможности использования имеющихся у организации преимуществ и перспектив.

Управление организацией предстает в виде процесса осуществле­ния определенного типа взаимосвязанных действий по установлению ролей, а также по формированию и использованию ресурсов организа­ции для решения, стоящих перед ней задач. Менеджмент не эквива­лентен всей деятельности организации по достижению конечных це­левых показателей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производствен­ной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.

Содержание, а также набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от природы организации (деловая, ад­министративная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство това­ров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управле­ния), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кад­ры, финансы) и еще от многих факторов. Однако, несмотря на все раз­нообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие, в общем-то, однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления: (1) планирование, заключающееся в установлении целе­вых показателей и выработке плана действий по их достижению; (2) функция организации, посредством которой происходит распреде­ление задач между отдельными подразделениями и работниками и ус­тановление взаимодействия между ними; (3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и решению поставленных задач; (4) контроль, заключаю­щийся в соотнесении реально достигнутых результатов с запланиро­ванными целевыми показателями.

Содержание менеджментаможно рассматривать в трех аспектах:

- как науку и искусство управления;

- как вид деятельности и процесс принятия управленческих

решений;

- как аппарат управления деятельностью организации.

Понятие об управлении как искус­стве, т. е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь от­четливо. Искусство управления накапливалось в течение всей ис­тории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий. Начало положило зарождение письмен­ности в древнем Шумере, одним из важнейших результатов кото­рого стало образование особого слоя «жрецов-бизнесменов», ус­пешно осуществлявших религиозно-коммерческие и торговые операции. В последующие годы происходило накопление искус­ства в области как управления государственными делами, так и управления бизнесом.

Процесс управления обеспечивается профессионально подготовленны­ми специалистами в области управления, формирующими орга­низации и управляющими ими путем постановки целей и разра­ботки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф. У. Тейлор оп­ределял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искус­ством должна обладать определенная категория людей — менед­жеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилия­ми всего персонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответству­ющих целям.

Управление нередко идентифи­цируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент — специфический орган современных организаций, как коммер­ческих, так и некоммерческих. Без него организация как целост­ное образование не может существовать и работать эффективно. Поэтому аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием ее менеджмента.

Итак, менеджмент — это управление организацией, прежде всего в коммерческих, производственно-рыночных условиях. Субъекты менеджмента - менеджеры — ру­ководители различного уровня, занимающие постоянную долж­ность в организации и наделенные полномочиями в области при­нятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджментав российской экономике:

- формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;

- изменения в структуре потребностей общества в про­дукции и услугах, ориентация менеджмента преимуществен­но на удовлетворение потребностей в предметах потребления;

- обострение внутренней конкуренции вследствие ограни­ченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отече­ственные продукты и услуги;

- интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;

- усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;

- возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация органи­заций;

- профессионализация менеджмента, повышение обще­ственной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации.