Теоретическая и практическая значимость
Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания.
Теоретическая значимость — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего Теоретическая значимость сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.) и отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем.
Следует отметить, что, когда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений.
Когда же речь идет о кандидатской диссертации, требование получения нового знания для общества является обязательным.
Что может составить новизну дипломного или курсового исследования?
1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его благодаря этому в научно установленный факт. Например, феномен Розы Кулешовой и эксперимент А.Н.Леонтьева по формированию неспецифической цветовой чувствительности. Феномен Розы Кулешовой заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, она могла пальцами рук читать печатный текст. А.Н.Леонтьев решил проверить эти свидетельства экспериментальным путем.
2.Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых, на которой проводится исследование особенностей, например, этнических, социокультурных, профессиональных, возрастных.
3.Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике.
4.Изучение известного в науке психического явления более совершенными методами. Например, переход при измерении времени реакции от одной десятой к одной сотой доле секунды благоприятен для получения новых результатов.
5.Сопоставление, сравнительный анализ протекания психических процессов. Например, непроизвольного, произвольного внимания, памяти у нормальных и психически больных людей, волевых процессов у наркоманов и алкоголиков.
6.Измененные условия протекания психического процесса. Например, мышление в условиях невесомости и обычных условиях.
Примеры.
1.Теоретическая значимость исследования «Исследовательское обучение одаренных подростков» определена следующим образом: «Полученные результаты расширяют представления о процессах организации образовательной деятельности одаренных детей».
2. Теоретическая значимость исследования «Особенности эмоциональных состояний креативных детей» определена следующим образом:
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- Установлено соответствие между классами эмоциональных явлений и сферой потребностей личности.
- Выделены критерии построения методики диагностики состояния эмоциональной сферы для детей первого и второго периодов детства.
- Определены особенности эмоциональной сферы детей с различным уровнем креативности".
Практическая значимость исследования – обоснование того, где и как могут быть использованы материалы работы: в решении на их основе той или иной практической задачи; в проведении дальнейших научных исследовании; в использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов, в школьной практике….
Практическая значимость работы может состоять в разработке системы коррекционной работы, программы формирования какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендаций и т.д.
Описывая практическую значимость исследования, необходимо обозначить раздел практической деятельности, в котором полезно применить результат исследования для исправления конкретного недостатка.
Например,
«Разработанная и апробированная программа развития общеучебных умений учащихся может быть использована учителями общеобразовательных школ для коррекции неуспеваемости младших школьников».
«Разработанные автором рекомендации по эффективному использованию игровой педагогической технологии могут быть использованы в практике работы учителей начальной школы»
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике общеобразовательной школы»
Практическая значимость результатов исследований зависит от
· числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (район, область, страна);
· степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий);
· предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.
Ее можно классифицировать по уровням:
1. Практическая значимость исследования очень высокая:
а) результаты исследования важны для всей области дидактики, теории и воспитания, школоведения и других областей;
б) в результатах исследования заинтересованы очень широкие круги потребителей;
в) масштаб внедрения общегосударственный;
г) внедрение полученных результатов в практику экономически целесообразно;
д) результаты исследования готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебники, предписания к деятельности учителя.
2. Практическая значимость исследования низкая:
а) результаты исследования важны для решения второстепенны частнометодических вопросов;
б) в результатах исследования не представляют интереса для большинства пользователей;
в) масштаб внедрения – отдельные школы, классы;
г) внедрение полученных результатов в практику экономически нецелесообразно;
д) результаты исследования не готовы к внедрению.