Теоретическая и практическая значимость

Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания.

Теоретическая значимость — это признак, наличие которого дает автору право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных им результатов и проведенного исследования в целом. Чаще всего Теоретическая значимость сводится к так называемому элементу новизны. Элементы новизны могут присутствовать как в теоретических положениях (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.), так и в практических результатах (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.д.) и отражает возможные перспективы использования полученных результатов для дальнейшей работы, для решения других проблем.

Следует отметить, что, ко­гда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих науч­ных работ новизна результатов может иметь субъективный харак­тер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае проведенная работа может пред­ставлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений.

Когда же речь идет о кандидатской диссертации, требование получения нового знания для общества является обязательным.

Что может составить новизну дипломного или курсового исследования?

1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его бла­годаря этому в научно установленный факт. Например, феномен Розы Кулешовой и эксперимент А.Н.Леонтьева по формированию неспецифической цветовой чувствительности. Феномен Розы Ку­лешовой заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, она могла пальцами рук читать печатный текст. А.Н.Леонтьев решил проверить эти свидетельства экспериментальным путем.

2.Изучение уже известного в науке явления на новом экспери­ментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых, на которой проводится исследование особенностей, например, этни­ческих, социокультурных, профессиональных, возрастных.

3.Переход от качественного описания известных в науке фак­тов к их точно определяемой количественной характеристике.

4.Изучение известного в науке психического явления более со­вершенными методами. Например, переход при измерении вре­мени реакции от одной десятой к одной сотой доле секунды бла­гоприятен для получения новых результатов.

5.Сопоставление, сравнительный анализ протекания психиче­ских процессов. Например, непроизвольного, произвольного вни­мания, памяти у нормальных и психически больных людей, воле­вых процессов у наркоманов и алкоголиков.

6.Измененные условия протекания психического процесса. На­пример, мышление в условиях невесомости и обычных условиях.

Примеры.

1.Теоретическая значимость исследования «Исследовательское обучение одаренных подростков» определена следующим образом: «Полученные результаты расширяют представления о процессах организации образовательной деятельности одаренных детей».

2. Теоретическая значимость исследования «Особенности эмоциональных состояний креа­тивных детей» определена следующим образом:

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- Установлено соответствие между классами эмоциональных явлений и сферой потребностей личности.

- Выделены критерии построения методики диагностики со­стояния эмоциональной сферы для детей первого и второго перио­дов детства.

- Определены особенности эмоциональной сферы детей с раз­личным уровнем креативности".

 


Практическая значимость исследования – обоснование того, где и как могут быть использованы материалы работы: в решении на их основе той или иной практической задачи; в проведении дальнейших научных исследовании; в использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов, в школьной практике….

Практическая значимость работы может состоять в разработке системы коррекционной работы, программы формирования какого-либо качества, методики диагностики отдельных качеств, свойств, состояний, в разработке психолого-педагогических рекомендаций и т.д.

Описывая практическую значимость исследования, необходимо обозначить раздел практической деятельности, в котором полезно применить результат исследования для исправления конкретного недостатка.

Например,

«Разработанная и апробированная программа развития общеучебных умений учащихся может быть использована учителями общеобразовательных школ для коррекции неуспеваемости младших школьников».

«Разработанные автором рекомендации по эффективному использованию игровой педагогической технологии могут быть использованы в практике работы учителей начальной школы»

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения его результатов в практике общеобразовательной школы»

 

Практическая значимость результатов исследований зависит от

· числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; масштаба внедрения (район, область, страна);

· степени готовности результатов к внедрению (начальный, основной, завершающий);

· предполагаемого социально-экономического эффекта от внедрения.

 

Ее можно классифицировать по уровням:

1. Практическая значимость исследования очень высокая:

а) результаты исследования важны для всей области дидактики, теории и воспитания, школоведения и других областей;

б) в результатах исследования заинтересованы очень широкие круги потребителей;

в) масштаб внедрения общегосударственный;

г) внедрение полученных результатов в практику экономически целесообразно;

д) результаты исследования готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебники, предписания к деятельности учителя.

2. Практическая значимость исследования низкая:

а) результаты исследования важны для решения второстепенны частнометодических вопросов;

б) в результатах исследования не представляют интереса для большинства пользователей;

в) масштаб внедрения – отдельные школы, классы;

г) внедрение полученных результатов в практику экономически нецелесообразно;

д) результаты исследования не готовы к внедрению.