Изучение района плавания.

Изучение района плавания в полном объеме выполняют судо­водители перед выходом в первое плавание по данному маршруту. Перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточня­ют уже известные положения и изучают новые данные, связанные с изменением в навигационной обстановке, объявленными в кор­ректурных документах, а также учитывают опыт, полученный в предыдущих рейсах.

Изучение района плавания выполняют по подобранным и от­корректированным картам, руководствам и пособиям с учетом указаний в СУБ судна, а также рекомендаций подразделений бе­зопасности судоходных компаний, либо лиц, назначенных в соот­ветствии с требованиями МКУБ ответственными за безопасность мореплавания судов Компании (Designated Person).

Следует иметь в виду, что на генеральных картах навигаци­онные опасности показывают только в открытой части морей. Вблизи берега их показывают частично, только для навигацион­ной характеристики района. Навигационные опасности в прибреж­ной зоне от береговой линии до изобаты 20 м (в приглубых райо­нах до изобаты 50 м, в отмелых — до изобаты 10 м) на карты не наносят. На прибрежные части генеральных карт, при наличии путевых карт, не наносят затонувшие суда, навигационные опас­ности с обозначениями ПС, СС и «по донесению».

Протяженность изучаемой за один раз части маршрута сле­дует разумно ограничить. При этом не должно быть упущено изу­чение районов, прилегающих к проложенному маршруту плава­ния и местам укрытия. Слайд 19

При изучении района плавания, удаленного от берегов, уяс­няются:

- общая навигационно-гидрографическая характеристика рай­она, удаленность от берега и навигационных опасностей, рель­еф дна и глубина, наличие банок, отмелей, отличительных глу­бин и их близость к предполагаемому маршруту следования;

- гидрометеорологические особенности: преобладающие ветры, пути прохождения циклонов, волновой режим, вероятность пониженной видимости, ледовый режим и границы распрост­ранения плавучих льдов и айсбергов, районы возможного обле­денения, действующие течения;

- обеспеченность радионавигационными системами, приемоин-дикаторами которых оборудовано судно, режим их работы, точ­ность, дискретность их работы в регионе и возможные ограни­чения в использовании;

- ограничение при проводке судна по рекомендациям прогности­ческих центров (высоты волны, скорость ветра, направление волнения и др.)

- система передачи прогнозов, штормовых и ледовых предупреж­дений, факсимильных карт погоды и волнения; порядок и сро­ки передачи оперативной навигационной информации по рай­онам плавания (НАВТЕКС). Слайд 20

При изучении района со стесненными условиями плавания и подходов к портам, дополнительно уясняют:

• навигационно-гидрографические особенности района: рекомен­дованные пути и маршруты, фарватеры и каналы, длина, шири­на и глубина их колен; опасные, запретные и ограниченные для плавания районы; районы интенсивного движения судов и па­ромов, лова рыбы, разведки и добычи нефти и газа; системы раз­деления движения судов (СРДС); места возможных якорных сто­янок и их характеристики; нагрузка глубин на картах, наличие банок, отличительных глубин, отмелей и их близость к фарвате­рам и рекомендованным путям, наличие баров в устьях рек;

• гидрометеорологические особенности: постоянные, приливо-отливные течения и сгоннонагонные явления; характер и сте­пень ветрового волнения; опресненность воды; колебания уров­ня моря (величина, характер, время, высота прилива, направ­ление и скорость течения); влияние этих факторов на допустимую осадку и скорость судна при прохождении мелководных участков с учетом проседания судна; применяемая в портах сиг­нализация об уровне моря; наличие тягуна в портах; ледовый режим;

• обеспеченность района плавания средствами навигационного оборудования (их нагрузка, характеристики, дальности обна­ружения, секторы видимости, дальности обнаружения на эк­ранах РЛС и др.); возможности применения РЛС для определе­ний места судна; характерные признаки для опознания нави­гационных ориентиров и предостерегательных знаков; возможные способы и необходимая частота определений места судна, с тем, чтобы удержать его в пределах фарватеров или каналов;

• зоны действия, виды обслуживания систем управления движе­нием судов (СУДС); местные правила, действующие в портах и районах со стесненными условиями плавания.

К информации, необходимой для планирования перехода, дополнительно относится:

— осадка судна на различных участках перехода;

— рекомендации, предусматриваемые лоциями;

— навигационные предупреждения по району плавания;

— местные правила в портах и районах со стесненной обстанов­кой;

— порядок вызова лоцмана и портовых властей;

— места возможных защищенных стоянок и порты убежища, их характеристики.