Изучение района плавания.
Изучение района плавания в полном объеме выполняют судоводители перед выходом в первое плавание по данному маршруту. Перед повторным рейсом по ранее изученному маршруту уточняют уже известные положения и изучают новые данные, связанные с изменением в навигационной обстановке, объявленными в корректурных документах, а также учитывают опыт, полученный в предыдущих рейсах.
Изучение района плавания выполняют по подобранным и откорректированным картам, руководствам и пособиям с учетом указаний в СУБ судна, а также рекомендаций подразделений безопасности судоходных компаний, либо лиц, назначенных в соответствии с требованиями МКУБ ответственными за безопасность мореплавания судов Компании (Designated Person).
Следует иметь в виду, что на генеральных картах навигационные опасности показывают только в открытой части морей. Вблизи берега их показывают частично, только для навигационной характеристики района. Навигационные опасности в прибрежной зоне от береговой линии до изобаты 20 м (в приглубых районах до изобаты 50 м, в отмелых — до изобаты 10 м) на карты не наносят. На прибрежные части генеральных карт, при наличии путевых карт, не наносят затонувшие суда, навигационные опасности с обозначениями ПС, СС и «по донесению».
Протяженность изучаемой за один раз части маршрута следует разумно ограничить. При этом не должно быть упущено изучение районов, прилегающих к проложенному маршруту плавания и местам укрытия. Слайд 19
При изучении района плавания, удаленного от берегов, уясняются:
- общая навигационно-гидрографическая характеристика района, удаленность от берега и навигационных опасностей, рельеф дна и глубина, наличие банок, отмелей, отличительных глубин и их близость к предполагаемому маршруту следования;
- гидрометеорологические особенности: преобладающие ветры, пути прохождения циклонов, волновой режим, вероятность пониженной видимости, ледовый режим и границы распространения плавучих льдов и айсбергов, районы возможного обледенения, действующие течения;
- обеспеченность радионавигационными системами, приемоин-дикаторами которых оборудовано судно, режим их работы, точность, дискретность их работы в регионе и возможные ограничения в использовании;
- ограничение при проводке судна по рекомендациям прогностических центров (высоты волны, скорость ветра, направление волнения и др.)
- система передачи прогнозов, штормовых и ледовых предупреждений, факсимильных карт погоды и волнения; порядок и сроки передачи оперативной навигационной информации по районам плавания (НАВТЕКС). Слайд 20
При изучении района со стесненными условиями плавания и подходов к портам, дополнительно уясняют:
• навигационно-гидрографические особенности района: рекомендованные пути и маршруты, фарватеры и каналы, длина, ширина и глубина их колен; опасные, запретные и ограниченные для плавания районы; районы интенсивного движения судов и паромов, лова рыбы, разведки и добычи нефти и газа; системы разделения движения судов (СРДС); места возможных якорных стоянок и их характеристики; нагрузка глубин на картах, наличие банок, отличительных глубин, отмелей и их близость к фарватерам и рекомендованным путям, наличие баров в устьях рек;
• гидрометеорологические особенности: постоянные, приливо-отливные течения и сгоннонагонные явления; характер и степень ветрового волнения; опресненность воды; колебания уровня моря (величина, характер, время, высота прилива, направление и скорость течения); влияние этих факторов на допустимую осадку и скорость судна при прохождении мелководных участков с учетом проседания судна; применяемая в портах сигнализация об уровне моря; наличие тягуна в портах; ледовый режим;
• обеспеченность района плавания средствами навигационного оборудования (их нагрузка, характеристики, дальности обнаружения, секторы видимости, дальности обнаружения на экранах РЛС и др.); возможности применения РЛС для определений места судна; характерные признаки для опознания навигационных ориентиров и предостерегательных знаков; возможные способы и необходимая частота определений места судна, с тем, чтобы удержать его в пределах фарватеров или каналов;
• зоны действия, виды обслуживания систем управления движением судов (СУДС); местные правила, действующие в портах и районах со стесненными условиями плавания.
К информации, необходимой для планирования перехода, дополнительно относится:
— осадка судна на различных участках перехода;
— рекомендации, предусматриваемые лоциями;
— навигационные предупреждения по району плавания;
— местные правила в портах и районах со стесненной обстановкой;
— порядок вызова лоцмана и портовых властей;
— места возможных защищенных стоянок и порты убежища, их характеристики.