Коммуникативные барьеры
Лекция 4
Вопросы:
1.Барьеры в общении:
1.1.Барьеры восприятия и понимания.
1.2.Коммуникативные барьеры и правила их преодоления.
2.Проблема конфликта в деловой среде:
2.1.Понятие и типы конфликтогенов.
2.2.Понятие о конфликтах и их классификация.
2.3.Причины конфликтов.
2.4.Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Вступительное слово.
В деловом общении между партнерами могут возникать специфические коммуникативные барьеры. Что значит барьер? Это некое препятствие. Причины их появления разные: особенности интеллекта, неодинаковое знание предмета разговора, психологические особенности деловых партнеров, различия социальные, политические, профессиональные, религиозные и др.
Пример.
Немецкий писатель Томас Манн в одном из писем литератору рассказывает следующую историю: «Маленького Морица спрашивают в школе, кто написал «Разбойников». «Господин учитель, не я». За это его наказывают. А потом к учителю приходит отец Морица и говорит: «Господин учитель, у моего сына много недостатков, но он никогда не врет. Если он говорит, что не он написал «Разбойников», значит, не он. И в конце концов, господин учитель: даже если бы он и написал «Разбойников», он ведь еще ребенок».
Подобный диалог невольно вызывает улыбку. Отец Морица не знает, что «Разбойники» - это произведение знаменитого немецкого поэта и драматурга Ф.Шиллера. Но тонкий юмор Томаса Манна не в этом. Здесь сочетание взаимного непонимания: и сын, и отец неверно истолковали обращенные к ним со стороны учителя ожидания.
Чтобы понять сказанное, надо прежде всего уловить намерения говорящего и правильно их интерпретировать.
Пример. Старый анекдот.
Ночью раздался стук в окно.
- Хозяин, дрова нужны?
- Нет, не нужны.
Наутро смотрит: дров во дворе нет.
Анекдот старый, а коммуникативные проблемы актуальны и сегодня. Недопонимание приводит к искажению информации.