II.3.6. Радикальная политическая традиция.

 

Петрашевцы (М.В, Буташевич-Петрашевский, Н.А. Спешнев и др.) в конце 40-х гг. пытались перенести идеи французского утопического социализма на русскую почву. Их политическим идеалом пыла республика с однопалатным парламентом, выборность всех правительственных должностей, всеобщее избирательное право и равенство перед законом и судом, независимость суда от администрации, введение адвокатуры и выбранных народом присяжных заседателе и.

Революционеры-демократы 40—60-х гг. (В.Г. Белинский, Л.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) считали буржуазный строй прогрессивнее феодального, но критиковали буржуазный парламентаризм за формально-правовое равенство. Для них борьба за демократию в России сливалась с борьбой за социализм, за республику, в которой полностью осуществится идеал народовластия и свободный человек сможет сформироваться как личность. Социализм им виделся возникающим в ходе крестьянской революции либо из общины (концепция русского «крестьянского», или «аграрного» социализма Герцена), либо как строй производственной ассоциации (Чернышевский).

Традиции революционно-демократической идеологии 40— 60-х гг. в 70-е гг. XIX — начала XX вв. продолжили народники. Феномен народничества есть своеобразное русское явление, как своеобразным русским явлением был русский нигилизм и русский анархизм. В народничестве сосуществовали многообразные тенденции: консервативная, либеральная и революционная, материалистическая и религиозная. Народничество — это и идеология, включающая комплекс философских, экономических, политических, социалистических теорий, и политическое движение разночинной интеллигенции и студенчества. Крупнейшей народнической организацией была «Народная воля» (1879—1883). В XX в. многие идеи народничества использовались партией социалистов-революционеров (эсеров).

Теория народников, претендующая на обоснование самобытного развития России, имела два основных источника:

1) учение о роли личности в историческом процессе; 2) убеждение в особом национальном характере и духе русского народа.

Пропагандисты во главе с П.Л. Лавровым выступали за путь длительной социалистической пропаганды в народе как предварительной работы для свершения революции; заговорщики (бланкисты) во главе с П.Н. Ткачевым, народники-анархисты, теоретиками которых были М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин. Последние пополнили мировой анархизм концепциями анархо-федерализма (Бакунин) и анархо-коммунизма (Кропоткин).

Главными факторами исторического прогресса и основой общества П.Л. Лавров (1823—1900) считал солидарность и кооперацию, заменяющих конкуренцию, «развитие личности» и «воплощение в общественных формах истины и справедливости». Лавров отвергал буржуазное государство как недемократическое и предлагал в качестве его альтернативы рабочий социализм» — «царство солидарности трудящихся».

П.Н. Ткачев (1844—1885) считал, что крестьянская община является готовым элементом социализма и что русский народ гораздо ближе к нему, чем народы Запада. Полагая, что русское государство «висит в воздухе» и необходима лишь акция революционного меньшинства, он отмечал: «Подготовить революцию — это совсем не дело революционера. Ее подготовляют капиталисты, помещики, попы, полиция, чиновники, консерваторы, прогрессисты. Революционер делает революцию».

Основными политическими требованиями народовольцев были следующие: «замена царской власти народоправлением», созыв Учредительного собрания, всеобщее избирательное право, демократические свободы, передача земли крестьянам, демократическое самоуправление независимых общин и их союзный договор, национальное равноправие.

Либеральный народник Н.К. Михайловский (1842—1904) определял прогресс как движение к социальной однородности. Его теория «героев и толпы» была очень популярна среди членов организаций народников — по преимуществу молодых людей. В ней рассматривалась одинокая личность «героя» как главного творца истории и революции, а «толпе» отводилась пассивная роль. Это была попытка объяснения возникновения общественных движений через механизм «подражания», стадности и психологического «заражения» от сильной личности, своеобразная социально-психологическая интерпретация взаимоотношений лидера и массы.

М.А. Бакунин (1814—1876) — один из основателей и теоретиков анархизма. Ошибочно отождествлять понятия «анархизм» и «анархия». Анархизм противоположен не порядку и гармонии, а власти, насилию.

Философско-мировоззренческий принцип Бакунина, без которого невозможно понять его концепцию государства, — это «органическое», целостное восприятие организации жизни на основе единства человека, общества и Вселенной. Нарушение этой гармонии приводит к централизации аппарата власти, к государству, которое неизбежно превращается в бюрократическую систему управления «сверху вниз». Можно сказать, что у Бакунина представлена доктрина «антивласти», но не безвластия, а самоуправляющегося безгосударственного анархического общества. Централизму власти государства, различным формам «государственного социализма» — авторитарного и регламентированного (к которому он причислял и марксизм), Бакунин противопоставляет идеал безгосударственного «анархического социализма» на началах самоуправления, который он понимал как «новую организацию отечеств... на принципах свободной федерации индивидов — в коммуны, коммун — в провинции, провинций — в нации, наций — в Соединенные Штаты Европы, СШЕ — в соединенность всего мира». «Федеральная» организация общества, построенная «сверху вниз» и состоящая из рабочих и земледельческих ассоциаций и групп, в его модели мыслилась на началах свободы, равенства, справедливости.