Центробежные насосы двухстороннего входа.
Одноступенчатый насос двухстороннего входа изображен на рис. . Входной 1 и напорный патрубки вместе с корпусом 2 и опорными лапами 5 представляют собой единую литую деталь, т. е. и всасывающий, и напорный трубопроводы 9 подходят к насосу горизонтально. Крышка насоса 3 прикреплена к корпусу болтами. Рабочее колесо 7 насажено на горизонтальный вал 4.
Каналы b соединены с входным патрубком, и вода подводится к рабочему колесу с двух сторон. Из рабочего колеса вода выбрасывается в спиральный отвод 6, по которому она подается в напорный патрубок. Вал насоса опирается на подшипники, причем на один конец его насажена муфта для соединения с валом электродвигателя. Полости b, в которых может создаваться довольно глубокий вакуум, уплотняются сальниками 8 с водяным замком.
Центробежный насос двухстороннего входа типа D по сравнению с консольным имеет вдвое большую подачу при тех же диаметрах рабочего колеса, в результате чего облегчается работа подшипников. В таких насосах можно извлекать рабочее колесо с валом из корпуса без необходимости отсоединения трубопроводов, подходящих к насосу.
Вертикальные центробежные насосы. Преимущества вертикальных центробежных насосов (рис. ) по сравнению с горизонтальными — меньшие размеры и удобство компоновки. Диаметр рабочего колеса 2,09 м, а входного отверстия 1,25 м. Жидкость из рабочего колеса / выбрасывается в спиральную камеру 6, а затем в напорный патрубок. Рабочее колесо укреплено на фланце вала 4, который фиксируется направляющим подшипником 3 с лигнофолевыми вкладышами, работающим на водяной смазке. К крышке 2 насоса крепится подшипник 3, над которым расположен сальник 5. Насос крепится к фундаменту анкерными болтами с помощью лап и подушек 7.
Многоступенчатые горизонтальные центробежные насосы. Они развивают гораздо большие напоры при относительно небольших подачах. На рис. приведены общий вид, разрез и путь жидкости в каналах многоступенчатого насоса. Корпус многоступенчатого центробежного секционного насоса состоит из отдельных секций и двух крышек с подшипниками, соединенных стяжными болтами. Разъем корпуса вертикальный.
Более совершенны многоступенчатые насосы спирального типа с горизонтальным разъемом, что позволяет ремонтировать насос, не отсоединяя трубопровода. Такие насосы имеют более высокий КПД (0,75-0,78).
Многоступенчатый секционный насос имеет четыре рабочих колеса 1, насаженных на общий вал 2. Он состоит из трех одинаковых секций 5 и двух замыкающих секций: входной 4 с входным патрубком ВП и выходной 7 с напорным НП. В замыкающих секциях, стянутых болтами 6, размещены сальники (всасывающий 3 с водяным замком и напорный) и подшипники. Вал муфтой соединяется с валом электродвигателя.
Осевые насосы. Лопастные насосы, в которых жидкость движется через рабочее колесо параллельно его оси, называют осевыми.
Рис. Осевой насос:
а — схема, б— развертка цилиндрического сечения; /—рабочее колесо;
2, 4—подшипники, 3 — вал, 5 — выправляющий аппарат, 6 — лопасти;
7— трубчатый корпус
Такие насосы предназначены для подачи больших количеств жидкости при относительно малых напорах. У осевых насосов поток жидкости, выходящей из каналов рабочего колеса, имеет вихревую, с закруткой структуру, и, попадая в неподвижные каналы выправляющего аппарата, он раскручивается, постепенно переходя в осевое направление.
Осевой насос состоит из рабочего колеса 1 с втулкой, на которой укреплено несколько рабочих лопастей 6 (их число 4...6). Вал 3 вращается в подшипниках 2 и 4, причем нижний подшипник опирается на радиально поставленные лопатки (решетку) — так называемый выправляющий аппарат 5. Рабочее колесо и выправляющий аппарат размещены в трубчатом корпусе 7, по которому подается и отводится вода, перекачиваемая насосом.
В осевых насосах форму лопастей рабочего колеса и выправляющего аппарата, так же как и характер движения воды, удобно представлять в виде цилиндрических сечений. Такое сечение с радиусом r показано на рис. . Здесь же дана развертка этого сечения. Рабочие лопасти 6 движутся в направлении п. Захватываемая ими вода подходит к входным кромкам лопаток, имея направление движения, близкое к осевому (пунктирные линии со стрелками), а с выходных кромок она сбрасывается, имея косое направление (движение по винтовым линиям), однако, пройдя лопатки выправляющего аппарата 5, вода опять приобретает близкое к осевому направление, что способствует уменьшению гидравлических потерь и увеличению напора, развиваемого насосом.
Преимущества осевых насосов: простота и компактность конструкции. Компактность конструкции имеет решающее значение при больших подачах, а следовательно, и при больших диаметрах трубопроводов. Осевые насосы могут быть установлены на вертикальной, горизонтальной или наклонной трубе.
В осевых насосах жидкость, двигаясь поступательно, одновременно получает вращательное движение, создаваемое рабочим колесом. Для устранения вращательного движения жидкости служит направляющий аппарат, через который жидкость протекает перед выходом в напорный трубопровод.
Диагональные насосы. По конструкции диагональные насосы сходны с осевыми, основное отличие их состоит в форме рабочего колеса. Жидкая среда движется в рабочем колесе под углом к оси насоса (по диагонали), что и определяет название этих насосов.
Рис. . Диагональный насос:
1—лопасть;
2—втулка;
3—вал;
4 — направляющий подшипник;
5 — обтекатель;
6—корпус;
7—выправляющие лопатки;
8— колено;
9— сальник;
10—блок подшипников
Диагональный насос поворотно-лопастного типа с рабочим колесом диаметром 2 м (рис. ) рассчитан на напор 30 м. Рабочее колесо состоит из лопастей 1 с углом наклона 45 и 60°, укрепленных на втулке 2, вала 3, направляющего подшипника 4, расположенного внутри обтекателя 5, который опирается на корпус 6 через выправляющие лопатки 7.
Лопасти рабочих колес могут иметь жесткое крепление и могут быть поворотными, т. е. их установка регулируется.
Отвод воды осуществляется коленом 8, к которому присоединяют напорный трубопровод. Отводы изготовляют спиральными или осевыми. В верхней части насоса расположены сальник 9 и блок подшипников 10. Насосы этого типа перспективны для использования на низко- и средненапорных мелиоративных насосных станциях при наибольших значениях (верхних пределах диапазонов) напоров, так как обладают в этой области работы в сравнении с другими насосами лучшими кавитационными, эксплуатационными и конструктивными качествами.
Основные детали насосов. Лопастные насосы различных типов имеют разную компоновку, но ряд общих по назначению основных деталей: корпус, рабочее колесо, направляющий и выправляющий аппараты, вал, подшипники, сальниковые уплотнения и соединительные муфты.
Основные детали насосов выполняют из следующих материалов:
Детали насосов специального назначения (химические, песковые и др.) изготовляют из специальных материалов.
Корпус насоса. Предназначен для сбора жидкости, выходящей из каналов рабочего колеса и плавного, с наименьшими гидравлическими потерями, отвода ее к напорному патрубку — выходу в напорный трубопровод. Корпус центробежного насоса выполняют в виде спирали (улитки). В одном месте корпус близко расположен к наружному диаметру рабочего колеса (место, называемое «языком»), далее, по направлению вращения, корпус постепенно отходит от колеса, увеличивая свой радиус, и вблизи «языка» переходит в диффузор. В диффузоре с расширением стенок на 6... 12° увеличивается площадь выхода жидкости, уменьшается скорость и часть кинетической (скоростной) энергии жидкости переходит в потенциальную, увеличивая давление и тем самым высоту подъема жидкости.
Корпуса диагональных и осевых насосов могут быть прямоточного или полуспирального типов.На корпусе устанавливают опоры.
Выправляющий аппарат. Предназначен для выправления закрученного потока жидкости, выходящей из рабочего колеса (у диагональных и осевых насосов в осевое направление), а также для расширения потока, уменьшения скорости и тем самым перевода части кинетической энергии в потенциальную, т. е. для увеличения высоты подъема жидкости. Выправляющие аппараты устанавливают чаще всего на осевых и диагональных насосах и лишь иногда — для создания высокого напора — на центробежных. Их отливают из чугуна или выполняют сварными из стали. Коническая втулка выправляющего аппарата имеет меньший диаметр на выходе и неподвижные криволинейные лопасти. Число лопастей выправляющего аппарата выполняют отличным от числа лопастей рабочего колеса с тем, чтобы улучшить проходимость и исключить резонансные явления.
Рабочее колесо. Предназначено для преобразования механической энергии, получаемой от приводного двигателя через вал в виде крутящего момента, в энергию движущегося потока жидкости. Жидкость, находящуюся внутри каналов колеса, необходимо закрутить, придать ей центробежную силу, вытолкнуть из каналов в корпус под большим давлением и придать ей скорость. Рабочее колесо центробежного насоса с односторонним входом воды имеет два диска, между которыми расположены от 3 до 16 рабочих лопастей. Один диск устанавливают на валу насоса, на шпонке. Второй диск, не сплошной, образует внутренний вход жидкости на колесо.
Рабочее колесо с двухсторонним входом жидкости имеет один средний сплошной диск, размещенный на валу насоса, и два боковых. Колеса центробежных насосов обычно выполняют чугунными литыми и лишь в отдельных случаях — стальными литыми или литыми из модифицированного чугуна (грязевые, песковые или химические насосы).
Рабочие колеса осевых и диагональных насосов имеют втулку, на которой установлены лопасти (от 3 до 6). Лопасти крупных насосов устанавливают на цапфах, что обеспечивает возможность их разворота, лопасти малых насосов обычно приваривают к втулке или жестко закрепляют на ней.
Вал насоса. Предназначен для передачи механической энергии в виде крутящего момента от двигателя к рабочему колесу насоса. Выполняют вал стальным литым или кованым.