Ноосфера

Под ноосферой понимается сфера разума, но разработано это по­нятие еще совершенно недостаточно. Однако точка зрения, согласно которой ноосфера представляет собой одно из природных равновесий, являющихся естественным продолжением равновесий, возникших в биосфере, позволяет рассматривать это понятие в тесном взаимодействии как с естественными науками, так и с духовностью.

В последнее время много пишут об ученых, в трудах которых впервые появилось понятие «ноосфера»: В. И. Вернадском, П. Тейяре де Шардене, иногда вспоминают Э. Леруа. Но многое в определениях ноосферы остается расплывчатым. Дело в том, что ни В. И. Вернадский, ни Тейяр де Шарден не стремились к созданию теории или концепции ноосферы, а увязывали ее с процес­сом развития биосферы и планетарной эволюцией Земли. В первую очередь следует подчеркнуть, что ноосфера представляет собой новый структурный уровень развития природы, который хотя и связан энергетически со всеми другими земными оболочками и прежде всего с биосферой, но соответствует новому фундаментальному природному равновесию. Такая характеристика ноосферы, как разум, не является принципиальной. Фундаментальной характеристикой ноосферы может быть только духовность. Это, в частности, имел в виду П.А. Флоренский, предложивший выделять пневматосферу – духовную планетарную оболочку. Мы исходим из того, что именно пневматосфера должна стать духовным каркасом ноосферы. Подтверждение подобной идее можно найти во многих великих религиях и философских системах. Утверждение о том, что в основе ноосферы лежит равновесный духовный каркас, может считаться первым и основным свойством ноосферы.

Вторым важнейшим свойством ноосферы является то, что все структурные природные уровни возникают посредством взрыва. В естественных науках накоплено много фактов, подтверждающих, что уровни обособленных частиц и зарядов, уровни жизни, духовный уровень образовались подобным образом. В отношении двух послед­них уровней глубокие мысли, обосновывающие мгновенность их об­разования, содержатся в мировых религиях.

Третьим важнейшим свойством ноосферы является то, что формирование планетарного мышления, в котором так нуждается современное человечество, возможно только на основе ноосферы. Планетарное мышление объединяет в себе фундаментальные относительные равновесия, соответствующие основным религиям, философии, естествознанию, искусству, благодаря достигнутому ими планетарному масштабу.

Четвертым, важнейшим свойством ноосферы является объединение в ее пределах всего человечества, на что обратил внимание еще В.И. Вернадский.

Перечисленные свойства ноосферы могут быть выявлены в ряде ее определений, предложенных отечественными учеными. Так, по Н. Ф. Реймерсу ноосфера – это буквально «мыслящая оболочка», сфера разума, высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, с периодом, когда разумная человеческая деятельность становится главным, опре­деляющим фактором развития на Земле.

Главным предназначением человека в процессе глобальной самоорганизации природы является, по-видимому, строительство ноосферы. Устойчивое возведение ноосферы возможно только тогда, когда сначала возводится ее духовный каркас, а затем – все остальное. Однако у человека всегда была неосознанная тоска по ноосфере, принимавшая форму стремления к смерти.

Нынешний этап развития человечества трудно понять, если не пред­положить наличия в нем некоторой телеологической направленности к фундаментальным равновесиям природы. Такая направленность подтверждается многочисленными примерами в естественных науках, она также нашла свое отражение в искусстве и религии. Большинство этих равновесий (механическое, термодинамическое, равновесие живого вещества) устроены целесообразно и гармонично. Духовный же уровень – самый несовершенный. Способность человека совмещать высокие чувства со злом отмечается во многих выдающихся лите­ратурных и философских произведениях. Все это становится более понятным, если признать человечество единственным механизмом формирования ноосферы вокруг Земли. «Человеческая широта» необ­ходима природе для того, чтобы в любых условиях найти возможный путь к относительному равновесию.

К настоящему времени созданы отдельные элементы ноосферы и сложились общие представления о ее конструкции. Сейчас, в начале нового тысячелетия, начинается формирование планетарного духовного каркаса и возведение всей последующей конструкции ноосферы при активном участии человека. Духовная оболочка нашей планеты только частично будет соответствовать понятию «ноосфера».

Весь путь развития ноосферы – это путь непрерывной борьбы ду­ховности со злом, причем духовность часто выглядит в этой борьбе сла­бее зла, потому что пытается перейти в состояние фундаментального равновесия, минуя естественный порядок относительных равновесий. Каждый человек обладает запасом энергии, достаточным для того, чтобы создать ячейку для ноосферы (ячейку духовности). Ориенти­рованная на духовное, фундаментальное равновесие часть человечества находится в состоянии становления, поэтому есть опасность, что ноосфера может погибнуть. Каждый раз для подсистем и для новых условий человечество строит пирамиду из промежуточных равновесий, стремясь таким образом связаться с параметром фундаментального равновесия. Дальнейший процесс в случае обретения этой связи представлял бы собой самоорганизацию, протекающую по объектив­ным законам природы. К сожалению, человечество часто теряет эту связь, но дальше так продолжаться не может. С нашей эпохи человечество должно начать жить в естественной системе координат – иного не дано. Другими словами, планетарное мышление может строиться только на духовной основе.

Динамика развития современного естествознания позволяет утверждать, что современное знание, полученное из него, должно быть ориентировано на целостность и взаимное развитие. Важнейшими принципами построения и организации современного знания являются системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, взаимос­вязь с фундаментальными равновесиями природы и общества. Наука, знание (образование) и культура – это единственный вид коллективной собственности, от использования которой ее объем и ценность только возрастают. В этом состоит значимость и непреходящая цен­ность самой науки, являющейся связующим мостом между прошлым и будущим современной культуры.

Планетарное мышление это мышление, в котором равновесные целостности философских систем, религий, научных концепций, произведений искусства взаимно дополняют друг друга, рассматриваются исходя из планетарных масштабов и образуют единое мировоззрение. Планетарный масштаб важен потому, что земные оболочки нахо­дятся в устойчивом равновесии с космосом. Эти оболочки являются естественным ориентиром устойчивости для макроскопических природных процессов, к которым может быть отнесено мышление. Если системы, соответствующие мышлению, не будут коррелировать с си­стемами земных оболочек, то они потеряют устойчивость под воздействием окружающей среды.

Наиболее важными чертами планетарного мышления могут счи­таться следующие: взаимодействие равновесных целостностей философии, религии, искусства, науки; участие всех устоявшихся направлений из всех областей человеческой деятельности; необходимость планетарно-космического масштаба мысли. Планетарное мышление не может рассматриваться в отрыве от ноосферы.

В становлении планетарного мышления можно выделить два основных этапа. На первом из них планетарное мышление не было осознано как некое целое, а развивались идеи и концепции, направленные на поиск истины. Человек воспринимал не всю окружающую среду, а только ее часть, устанавливая равновесную взаимосвязь лишь с этой частью. Иными словами, упрощение представлений о природе позволяло человеку связаться с фундаментальным равновесием, но часто эта связь была неустойчивой и случайной. Второй этап связан с созна­тельным конструированием планетарного мышления. Можно сказать, что этот подход развивался посредством исследования промежуточных равновесий в естествознании и философии. Данное направление возникло в XX в. и бурно развивается в настоящее время.

Сознательное формирование планетарного мышления можно обнаружить в мировоззрении русского космизма. В развитии планетарного мышления особенно значительной можно считать роль А. Л. Чижевского. Он исследовал влияние Солнца на все уровни структурной организации живого: молекулярно-генетический, онтогенетический, популяционно-видовой, а также на биосферу. Чижевский подробно исследовал различные типы влияния Солнца на неорганический и ор­ганический земные миры, на ритмы и другие особенности этих взаи­модействий. Чижевский стоит у истоков гелиотраксии и многих дру­гих направлений науки (биоклиматологии, гелиобиологии и т.п.).

Тейяр де Шарден связывал планетарные аспекты взаимосвязи чело­века (природной системы) и окружающей его среды с понятием «рефлексия». Под рефлексией он понимал появление более фундаментального свойства биосферы в целом, а также отдельных ее элементов – свертывания организующейся материи в самой себе (образование замкнутого объема планеты, автоматическое самозамыкание молеку­лярной ленты ДНК). В концепции Тейяра де Шардена рефлексия ста­новится универсальной моделью субъект-объектных отношений, ибо субъект через объект возвращается к самому себе, в объекте «узнает» себя, и только таким образом он способен что-либо понять: «...человек опять приходит к самому себе и во всем, что он видит, рассматривает самого себя».

Различные грани планетарного мышления анализируются современ­ным естествознанием, универсальным эволюционизмом, эмерджентным эволюционизмом, экологической философией, синергетикой.

Вычленяя в качестве эволюционирующей единицы генезис этноса, Л. Н. Гумилёв осуществил попытку соединения природных факторов, этногенеза и социально-культурного развития, рассматривая человечество как часть биосферы Земли – антропосферы, а разнообразие этнического развития объясняя спецификой адаптации групп людей к различным ландшафтам. Каждый этнос, обитая на определенной территории и входя в биоценоз данного ландшафта, составляет вместе с ним целостную («замкнутую») систему, развитие которой представ­ляет полную аналогию с космическими процессами термодинамики.

Суммируя идеи неравновесной термодинамики, кибернетики, терии систем и синергетики и сопрягая их с данными географии и этнологии, Л. Н. Гумилёв приходит к выводу, что наблюдаемая в природных этносах вспышка энергии (отрицательной энтропии) с последующей ее растратой представляет собой универсальный механизм взаимодействия системы со средой. Гумилёв связывает ее с самопроизвольными всплесками избыточной энергии, в том числе и космического проис­хождения. Факторами развития этноса являются пассионарии – это люди, которые обладают врожденной способностью организма абсорбировать энергию внешней среды и выдавать ее в виде работы, т.е. осуществлять негэнтропийный прорыв. Это проявляется как способность пассионариев к целенаправленным сверхнапряжениям, которые часто ломают инстинкт самосохранения (как индивидуального, так и видо­вого) и сопровождаются поступками, ведущими к резкому изменению как окружающей их природной среды, так и отношений внутри этноса. Результатом этой негэнтропийной работы этноса является возросшая динамика и «событийность» истории народа.

По мнению Л. Н. Гумилёва, живая история выглядит более опти­мистично: «Новый пассионарный взрыв – мутация, или негэнтропийный импульс, зачинает очередной процесс этногенеза прежде, чем успеет иссякнуть инерция прежнего. Вот благодаря чему человече­ство еще населяет планету Земля, которая для людей не рай, но и не ад, а поприще для свершений, как великих, так и малых. Так было в прош­лом, предстоит в будущем, во всех регионах земной поверхности». Мо­дель динамики этносов Л. Н. Гумилёва хорошо вписывается в пред­ставления современного естествознания и позволяет объяснить весь ход исторического процесса.