Сущность, функции и структура обучения в целостном педагогическом процессе

Педагогическим процессом называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания и развития личности. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.Входе обучения всегда реализуются цели воспитания и развития. Задачи обучения, его содержание разрабатываются с учетом особенностей обучаемых, и в зависимости от этого подбираются необходимые средства обучения.

Процесс обучениясостоит из следующих основных компонентов.

Целевой компонентотражает осознание учителями и принятие учениками целей обучения. В процессе обучения достигаются три основные группы целей: образовательные, воспитательные, развивающие.

Развивающий компонентсвязан с развитием внимания, памяти, мышления, творческих способностей использования приобретенных знаний и умений в различных ситуациях.

Стимулирующе-мотивационный компонентпредполагает формирование у школьников мотивов учения и стимулирование их учебно-познавательной деятельности в учебном процессе.

Содержательный компонентопределяется учебным планом и учебной программой изучаемого предмета. Содержание тем отдельных уроков конкретизируется непосредственно учителем в каждом отдельном случае.

Операционно-деятельностный компонентсвязан с процессуальной стороной обучения: восприятием учебного материала, его осмыслением, запоминанием и применением его на практике.

Эмоционально-волевойкомпонент предполагает возникновение у учащихся интереса к учению, привлечение к учебно-познавательной деятельности. Он также предполагает приложение волевых усилий, направленных на преодоление учащимися внешних и внутренних препятствий, возникающих в процессе обучения.

Контрольно-регулировочныйкомпонент связан с организацией обратной связи учителем в ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. На основе контроля за ходом усвоения учебного материала учащимися учитель вслучае отклонения от запланированного вносит соответствующие коррективы в дальнейший ход учебного процесса. На характер регулирования существенное влияние оказывают сложность учебного материала, его объем, уровень обученности учеников, наличие наглядных пособий и т. п.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку учителем и самооценку учащимися результатов обучения. Регулярное использование этого компонента в обучении повышает активность учащихся, формирует ответственность и прилежание к работе, предупреждает упущения в учебной работе.

Литература: 15, 25, 26, 46, 51, 62, 63, 97.