Социальная концепция РПЦ

Юбилейный Собор РПЦ 2000 года

 

Одним из важнейших мероприятий, связанных с юбилеем, явился Архиерейский собор, состоявшийся 13-16 августа 2000 г. в Москве. На Соборе, участниками которого были 147 архиереев, подверглись рассмотрению практически все основные стороны внутренней жизни Церкви, ее отношений с обществом и государством, другими христианскими церквами и объединениями.

 

Особо значимыми актами Собора явились канонизация последнего российского монарха Николая II и принятие Основ социальной концепции Русской православной церкви.

 

Николай II причислен к лику святых, как говорится в документах Собора, не за свою государственную и церковную деятельность, но за то, что он вместе со своей семьей перенес страдания в заточении как страстотерпец - "с кротостью, терпением и смирением". Всего Собором было канонизировано 1154 человека, из которых 1090 - новомученики и исповедники Российские, пострадавшие в XX в.

 

 

Принятые Собором Основы социальной концепции РПЦ - первый в истории Церкви документ, в котором выражена ее официальная позиция по всем существенным вопросам современного общественного бытия - от политики и экономики до проблем биоэтики, глобалистики и секуляризма.

 

Вот некоторые положения концепции, касающиеся общественно-политической сферы:

 

- хотя Церковь имеет наднациональный характер, вместе с тем она соединяет в себе вселенское начало с национальным; Церковь призывает своих чад любить земное отечество; православной этике чуждо деление народов на лучшие и худшие, тем более учение, ставящее нацию на место Бога или низводящее веру до одного из аспектов национального самосознания;

 

- Церковь занимает позицию "непредпочтительности" какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин; Церковь предписывает своим чадам повиноваться государственной власти независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, однако, если власть принуждает православных верующих к богоотступничеству, к греховным деяниям, Церковь в лице ее священноначалия в качестве крайней меры может призвать их к мирному гражданскому неповиновению; Церковь сотрудничает с государством на основе их взаимного невмешательства в дела друг друга в том, что служит благу самой Церкви, личности, общества;

 

- принцип свободы совести, превратившийся в один из основополагающих принципов межчеловеческих отношений в XX в., свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей. Но сегодня этот принцип оказывается одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус в секулярном государстве;

 

- перед лицом существующих в обществе политических разногласий и борьбы Церковь проповедует мир и сотрудничество людей, придерживающихся различных политических взглядов; Церковь допускает наличие различных политических убеждений среди епископов, клира и мирян. Вместе с тем она считает невозможным участие епископата и священнослужителей в деятельности политических организаций, в предвыборных кампаниях, выдвижение их в качестве кандидатов в представительные органы власти. На мирян указанные ограничения не распространяются. Но при этом, участвуя в государственной или политической деятельности, они не вправе выступать от имени Церкви. Неучастие Церкви в политической борьбе не означает ее отказа от публичного выражения своей позиции по общественно значимым вопросам.

 

Документ рекомендован духовенству и мирянам, а также церковным учреждениям в качестве руководства во взаимоотношениях с государством, светскими общественными объединениями, средствами массовой информации.

 

Таким образом, Юбилейный Архиерейский собор РПЦ, состоявшийся в год празднования 2000-летия Рождества Христова, явился чрезвычайно важной вехой в истории Церкви, определил основные направления ее деятельности в современную эпоху.

 

В 1990-е значительно возросла степень административной независимости в управлении территориально-каноническими частями РПЦ, находящимися на территории государств бывшего СССР, что было закреплено в Уставе РПЦ 2000 года, предусматривающем статус "Самоуправляемой Церкви". В числе последних Устав определяет Украинскую православную церковь как "самоуправляемую с правами широкой автономии". 17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении между Московским патриархатом и РПЦЗ, согласно которому "Русская Православная Церковь Заграницей <...> пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви".