Церковь после упразднения патриаршества

 

Письмом от 30 сентября 1721 г. Петр I ходатайствовал перед патриархом Константинопольским о каноническом признании нового учреждения. Утвердительный ответ пришел через два года. В нем зарубежные патриархи официально признали Синод как равного себе "собрата". Таким образом, неканоническая церковная реформа Петра была формально легализована.

 

С реформами Петра I тесно связана новая постановка церковно-земельного вопроса в форме секуляризации. Церковное землевладение не только было убыточным для государства, но и нарушало единство его административной системы и гражданского суда. Церковный "удел", занимавший 1/3 территории государства, конкурировал с государственным хозяйством. Льготами и привилегиями на церковные земли "сманивалось" трудовое население, от чего страдали мелкопоместные служилые люди.

 

24 января 1701 г. был восстановлен Монастырский приказ (упраздненный в 1677 г.), которому передавались в управление церковные земли. Восстановление приказа крепко ударило по Церкви, прежде всего по вотчинам монастырей и архиерейских домов. Они были поделены на две категории. Меньшая часть вотчин могла свои доходы передавать на содержание монастырей, бόльшая же часть передавала доход только в руки государства.

 

В обязанности Монастырского приказа входила регистрация крестьянских дворов на церковных землях, а также доходной недвижимости и промышленных строений. Еще в XVII в. государство взимало подати с этих дворов в казну, пользуясь услугами церковных учреждений. Теперь же взыскание налогов поручалось офицерам, постой которых должны были оплачивать монастыри. Нередко церковные имения раздавались или продавались государевым служилым людям. Под жесткий контроль Монастырского приказа было поставлено монашество, без его ведома невозможно было даже пострижение в монахи.

 

Консервативное духовенство негативно восприняло правительственные реформы и даже противодействовало их осуществлению, поддерживая народные легенды о Петре как воплощении антихриста, участвуя в антиправительственных кружках. Правительство ответило репрессиями духовных лиц. Политические дела, связанные с духовенством, занимали до 20% следственных дел. В дальнейшем царь вернул церковные имения под управление церковных властей, не вернув, однако, Церкви прав собственности (См.: Голикова Н.В. Политические процессы при Петре I. M, 1957. С. 129-131).

 

Несмотря на низкую экономическую эффективность секуляризации церковных земель, при Петре произошел перелом: Церковь стала воспринимать земельное имущество не как свою исключительную собственность, а как владение, по праву подлежащее контролю и эксплуатации государства. Правовое сознание перевоспитывалось, расчищалась дорога для будущей государственной конфискации церковных земель.

 

Таким образом, революционная реформа Петра открыла новый период в истории Православной церкви, суть которого состояла не только в новизне формы ее высшего управления, но, прежде всего, в новизне правового и культурного принципа, изменившего традиционную для России "симфонию" между Церковью и государством.