Церковная реформа Петра I

 

Руководство Церкви в конце XVII в. имело немалые основания для беспокойства: правительство молодого царя Петра I, пришедшее к власти после устранения в 1689 г. регентши Софьи Алексеевны, декларировало намерения приступить к реформам в политико-экономической, военной и культурно-идеологической сферах жизни.

 

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. правительство приступило к реформе церковной системы и церковной администрации. По совету приближенных царь приказал "повременить" с избранием нового патриарха. Была введена новая должность - Местоблюстителя Патриаршего Престола. Поначалу Петр довольствовался временными мерами, касавшимися в основном секуляризации церковных владений, и только с 1718 г., когда победа над шведами стала несомненной, он интенсивно занялся реорганизацией государственного и церковного управления. Теперь настало время приспособить церковное руководство к государственному механизму, включив первое во второй.

 

Поскольку большинство иерархов Русской православной церкви не поддерживало преобразований, правительство, нуждаясь в религии как идеологической опоре и в Церкви, приспособленной к потребностям абсолютизма, нашло сторонников не в России, а на Украине. С этим связано внимание Петра I к воспитанникам Киево-Могилянской академии, не чуждым влияния европейской культуры. В 1700 г. он издал указ о вызове в Россию малороссийских священников. Среди приехавших были Стефан Яворский (ставший в 1700 г. Местоблюстителем Патриаршего Престола), Дмитрий Туптало (с 1702 г. - митрополит Ростовский), Филофей Лещинский (митрополит Сибирский), Феофан Прокопович (с 1718 г. - епископ Псковский) и др. В борьбе с церковными консерваторами царю удалось найти помощников именно в этой среде.

 

Когда мысль об отмене патриаршества у Петра окончательно созрела и настало время издать законодательный акт, который оправдал бы это нововведение, единственным, кому Петр мог доверить это дело, оказался архиепископ Феофан Прокопович. Он был преданным приверженцем петровских реформ и их официальным апологетом, что проявлялось неоднократно, особенно в его трактате "Правда воли монаршей". Взгляды Феофана на взаимоотношения государства и Церкви целиком совпадали со взглядами Петра I: оба искали подходящий образец в церковных установлениях Пруссии и других протестантских стран. В 1718 г. Петр поручил Феофану Прокоповичу писать регламент Духовной коллегии, или Духовный регламент. Дабы мотивировать и защитить замысел царя наилучшим образом, Феофан написал целую книгу. По форме это было публицистическое произведение с вкраплениями законодательных тезисов.