Русская Церковь при абсолютной монархии

Тема 4. ПРАВОСЛАВИЕ И ЦЕРКОВЬ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

 

Русская Церковь при абсолютной монархии.Церковная реформа Петра I. Духовный регламент. Церковь после упразднения патриаршества. Русская церковь в XVIII веке:Церковная политика Екатерины II;Церковная политика при Павле I.Русская церковь в XIX веке: Церковная политика при Александре I. Церковная политика при Николае I. Православная церковь в период реформ Александра II. Александр III и К.П.Победоносцев. Николай II и Указ о веротерпимости 1905 г. Предсоборное присутствие: подготовка к Всероссийскому церковному собору. Падение монархии. Временное правительство и Церковь: поиск способов взаимодействия.Поместный собор 1917-1918 гг.: программа церковных преобразований.

 

 

В XVIII столетии начинается новый период истории Русской церкви, который, в соответствии с названием высшего органа ее управления - Святейшего Правительствующего Синода, называется синодальным и заканчивается упразднением этого органа Временным правительством, после падения монархии в 1917 году.

 

 

XVIII век знаменует собой эпоху, в которой рождалась новая Россия, происходил переход к принципиально иной исторической фазе. В политическом отношении это выражалось в том, что сословно-представительная монархия XVI-XVII вв. превращалась в XVIII в. в монархию абсолютистскую. Перемены социально-экономические вызвали развитие новых, капиталистических отношений, сменявших феодальный уклад. Всё это предопределило принципиально новое качество взаимоотношений государства и Церкви.

 

Существенным фактором, оказавшим значительное влияние на положение Русской православной церкви в XVIII в., стало многократное увеличение территории государства - на запад, юг и восток. Продвижение в каждом из этих направлений ставило перед Церковью новые задачи. В состав населения присоединенных западных областей входили католики, униаты, протестанты, а также евреи, исповедующие иудаизм. Расширение империи к югу означало приобретение степных областей, которые населяли крымские татары, исповедующие ислам, а со второй половины XVIII в. - немецкие колонисты, принадлежавшие к лютеранству и к различным евангелическим сектам. Территориальные приобретения на востоке, за Уралом, означали присоединение большого числа язычников и мусульман. Таким образом, в течение XVIII-XIX вв. Россия превратилась в полирелигиозную и многоконфессиональную империю, где православное население составляло лишь около половины. В этих условиях Православная церковь являлась господствующей только в силу того правового статуса, который был придан ей законами государства. В этом состояло еще одно существенное отличие от допетровского времени.

 

Включение в состав империи новых национально-религиозных групп поставило перед Русской церковью вопрос об отношении к другим исповеданиям. Изменилось положение Православной церкви не только в конфессиональном, но и в политическом плане. Внутренняя связь между Церковью и государством, имевшая решающее значение для Московской Руси, в синодальное время стала более формальной, декларированной государственными законами, но не более. Законы о веротерпимости 1905 г., утвердившие и расширившие права лиц других исповеданий, объективно отражали процессы ослабления политических позиций Православной церкви, ее роли в жизни государства.

 

Наряду с названными внешними трудностями Православной церкви пришлось столкнуться и с внутренними проблемами, связанными с пастырскими задачами.

 

Усложнение социальной ситуации в России во второй половине XIX в., рост либеральных устремлений в обществе ставили перед Церковью серьезные социальные и политические проблемы. Она подвергалась критике со стороны либеральных кругов, которые считали ее не только консервативной, но и политически реакционной силой, опорой и приспешницей государственного абсолютизма. Это, в свою очередь, приводило к росту религиозного индифферентизма. Возник многочисленный общественный слой, представители которого хотя формально и числились православными, де-факто не поддерживали отношений с Церковью. Поэтому Церкви необходимо было приспосабливать методы пастырского окормления, помимо обычных прихожан, и к индифферентно настроенной массе.

 

Одной из основных проблем Церкви предыдущего периода была необразованность приходского духовенства. Новые задачи государственного строительства потребовали от синодальной церкви выхода из национально-замкнутого существования на "вселенское" поприще, прежде всего в культурно-образовательном отношении.

 

Таков круг основных проблем, с которыми пришлось иметь дело Православной церкви в новый период ее истории. Решение этих проблем тесно переплетено с государственными преобразованиями, начало которым положил Петр I.