Социально-политические и духовно-идеологические предпосылки принятия христианства

 

Крещение Руси явилось политическим актом великокняжеской власти, продиктованным господствовавшими тенденциями и потребностями развития общества. Это набиравший силу процесс его феодализации, сопровождавшийся усилением социального неравенства и несправедливости; смена родоплеменной демократии властью князя и формирование единого централизованного государства; необходимость углубления связей с соседними христианскими государствами.

 

Известно, что Владимир, прежде чем вводить на Руси христианство, предпринял попытку мобилизовать идейные ресурсы отечественной религии. В 980 г., т.е. в первый же год княжения в Киеве, он распорядился установить на холме близ своего терема идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Вероятно, он рассчитывал на то, что сосредоточение идолов языческих богов в едином пантеоне близ резиденции великого князя послужит стимулом к духовной и политической консолидации восточнославянских племен.

 

Однако язычество, отражавшее главным образом опыт отношений людей с природой, оказалось плохо приспособленным к тому, чтобы быть средством регулирования общественных отношений в условиях социальной дифференциации и нараставших общественных противоречий. Точно так же ему была чужда идея единого средоточия власти. Поэтому, естественно, эксперимент не принес ожидаемого результата.

 

Спустя 8 или 10 лет Владимир с той же решительностью, с которой утверждал культ Перуна, низверг его. Дабы окончательно дискредитировать оказавшееся несостоятельным божество, его изваяние подвергли немыслимому унижению: волокли привязанным к конскому хвосту на берег Днепра, затем сбросили в реку и вплоть до порогов, т.е. до пределов государства, не давали прибиться к берегу, отталкивая длинными баграми. После этого Владимир приступил к крещению киевлян.