В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

Сущность и значимость этого деления юридических лиц состоит в том, что можно определить, в чьих интересах они создаются и осуществляют свою деятельность, пределы и формы вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов государственного управления, обладание ими, властными правомочиями.

Виды юридических лиц в зависимости от форм собственности, на основе которой они образованы.

По этому критерию юридические лица делятся на:

а) образованные на основе собственности отдельного гражданина (физического лица);

б) в основе которых лежит собственность различных учредителей (физических и юридических лиц, образованных физическими лицами) в различном сочетании;

в) образованные на основе государственной собственности (собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц).

Рассматриваемая классификация юридических лиц похожа на деление юридических лиц в законодательстве и доктрине государств с развитой рыночной экономикой на юридические лица публичного права и юридические лица частного права. К отличительным признакам юридических лиц публичного права обычно относят природу акта, необходимого для возникновения юридического лица (закон, административно-правовой акт), и публичный характер целей, для которых юридическое лицо создается, наличие у него властных правомочий. Юридические .лица частного права создаются на основании частноправового акта для достижения частных целей.

Деление юридических лиц в зависимости от прав их учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица.

По этому критерию юридические лица делятся на три вида:

а) юридические лица, учредители (участники, члены) которых сохраняют право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица. К ним относятся государственные юридические лица, т.е. основанные на собственности Республики Беларусь и собственности административно-территориальных единиц, и юридические лица, образованные на основе частной собственности одним физическим лицом, супругами, крестьянским (фермерским) хозяйством или юридическим лицом;

б) юридические лица, учредители, участники, члены которых не имеют имущественных прав в отношении имущества юридического лица. К ним относятся общественные объединения, религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц;

в) юридические лица, на имущество которых их учредители (участники, члены) имеют только обязательственные права. К ним относятся хозяйственные товарищества, общества и кооперативы. Учредители таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.

В зависимости от того, к какой из этих групп относится юридическое лицо, решается вопрос о правах на имущество юридического лица в случае выбытия из состава его учредителей (участников, членов) и в случае ликвидации юридического лица.

Коммерческие юридические лица преследуют цель осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельности с получением прибыли как основного ее итога, а также распределения прибыли между ее учредителями (участниками, членами). Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, унитарных предприятий, производственных кооперативов.

Некоммерческие юридические лица имеют иные цели, не связанные с хозяйственной (предпринимательской) деятельностью. Они могут заниматься хозяйственной (предпринимательской) деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей и соответствует этим целям, и не имеют права распределять полученную прибыль между своими участниками (членами). Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательством.

По составу учредителей различают юридические лица, учреждаемые:

а) государством, административно-территориальными единицами и их органами;

б) одним физическим лицом (супругами), крестьянским (фермерским) хозяйством;

в) несколькими физическими лицами;

г) одним юридическим лицом;

д) юридическими лицами и предпринимателями в различном сочетании. Юридическими лицами, образуемыми государством, являются: Администрация Президента Республики Беларусь; Аппарат Совета Министров Республики Беларусь; хозяйственные суды; центральный аппарат и учреждения Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы; республиканские органы государственного управления: министерства, государственные комитеты, комитеты при министерствах (государственных комитетах); областные, городские и районные исполнительные комитеты; Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения и Национальное агентство по контролю и инспекциям Министерства обороны Республики Беларусь; отделы и управления местных исполнительных комитетов, наделенные правами юридического лица; иные органы государства, например Секретариат Конституционного Суда Республики Беларусь; Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь создает, реорганизует, ликвидирует предприятия, учреждения, организации, объединения, находящиеся в собственности Республики Беларусь. Такими же правами пользуется министерство в отношении подведомственных ему объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Юридическое лицо может быть образовано одним физическим лицом в соответствии со ст.3 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Гражданский кодекс Республики Беларусь именует такое предприятие частным унитарным предприятием, его имущество находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов или членов крестьянского (фермерского) хозяйства) и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Несколькими физическими лицами могут создаваться коммерческие юридические лица в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и некоммерческие юридические лица в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений.

Одним хозяйственным обществом или товариществом может быть создано самостоятельное дочернее хозяйственное общество.

Коммерческие и некоммерческие юридические лица могут создавать хозяйственные общества, объединения юридических лиц (ассоциации, союзы). Юридические лица совместно с физическими лицами вправе создавать хозяйственные товарищества и общества.

По способу образования различают юридические лица, образуемые в распорядительном, разрешительном порядке и нормативно-явочным способом.

Деление юридических лиц по составу учредительных документов

По этому основанию юридические лица делятся на образуемые и действующие на основании:

а) учредительного договора;

б) учредительного договора и устава;

в) только устава.

На основании только учредительного договора создаются и действуют полные и коммандитные товарищества, учредительного договора и устава - общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. На основании только устава образуются и действуют унитарные предприятия, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные организации, фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), политические партии, кооперативы.

По характеру участия учредителей в деятельности юридического лица различают юридические лица, участники которых объединяют свои личные усилия для достижения предпринимательской цели (хозяйственные товарищества: полные и коммандитные) и юридические лица, участники которых объединяют свои капиталы (хозяйственные общества: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью).

 

По объему вещных прав юридические лица делятся на:

1) юридические лица, обладающие правом оперативного управления имуществом, которым они наделены (казенные предприятия и учреждения, финансируемые за счет собственника);

2) юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения имущества, предоставленное им собственником для осуществления хозяйственной деятельности (унитарные предприятия);

3) юридические лица, обладающие правом собственности на их имущество (все остальные юридические лица).

Деление юридических лиц по особенностям их правового статуса (правового режима).

По этому критерию юридические лица делятся на юридические лица по белорусскому праву и юридические лица по иностранному праву.

Юридические лица по белорусскому праву образованы и действуют на территории Республики Беларусь и за ее пределами в соответствии с ее законодательством. Они создаются на основе государственной (республиканской и коммунальной) собственности, собственности национальных физических и (или) юридических лиц. Юридическими лицами по белорусскому праву являются и юридические лица (предприятия) с иностранными инвестициями. В уставном фонде такого предприятия частично (совместное предприятие) или полностью (иностранное предприятие) используется иностранный капитал.

Они осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законами о предприятиях, обществах, предпринимательской и инвестиционной деятельности, иным законодательством республики, с учетом положений, установленных названными законами и международными договорами Республики Беларусь.

Юридические лица иностранного права — это юридические лица, учрежденные за пределами Республики Беларусь. Согласно ст. 1111 ГК, законом иностранного юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено. Гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо. Иностранные юридические лица осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц Республики Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное.

По соподчиненности юридические лица делятся на основные, дочерние и зависимые.

Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества), а последнее отвечает солидарно с дочерним обществом по его сделкам, заключенным дочерним обществом во исполнение обязательных для него указаний основного общества. В случае экономической несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Если по вине основного общества дочернему обществу причинены убытки, участники (акционеры) дочернего общества вправе требоватьих возмещения основным обществом (товариществом), если иное не установлено законодательством о хозяйственных обществах.

Зависимым хозяйственным обществом признается хозяйственное общество, в котором другое хозяйственное общество обладает количеством голосов в высшем органе управления зависимого общества, достаточном в соответствии с уставом зависимого общества для отклонения нежелательного для него решения, за исключением решений, принимаемых единогласно.

Законодательством определяются пределы взаимного участия хозяйственных обществ в уставных фондах друг друга и число голосов, которыми одно из таких обществ может пользоваться на общем собрании участников или акционеров другого общества.

 

Основы и особенности разгосударствления и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь

 

Производство разных благ или разные отрасли производства развиваются неодинаково быстро: одни достигают высокого технико-технологического уровня, в то время как другие могут по разным причинам отставать и находиться на более низком уровне. Разным уровням производительных сил могут соответствовать разные формы собственности, даже в одной стране. Скажем, такая отрасль как связь требует огромных средств на ее создание, сложной и слаженной коллективной работы. Такому обобществлению производства соответствует государственная собственность. А вот в парикмахерском деле, где иные производительные силы, нет в этой форме необходимости.

Разные формы собственности определяют собой экономические системы с многообразием собственности. Однако обычно одна из них становится преобладающей, ведущей. И в этом нет ничего противоестественного. Важно другое - чтобы не произошла (неоправданная экономически и социально) гипертрофия той или иной формы собственности. В противном случае нарушаются необходимые соответствия производительных сил и производственных отношений. Это становится тормозящим фактором, не допускающим дальнейшего развития, и приводит к застою в экономике и прочим негативным явлениям. Тогда наступает необходимость трансформации, изменения собственности.

Гражданский кодекс не решает вопросы разгосударствления и приватизации государственного имущества. Он предусматривает только, что разгосударствление и приватизация осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством, и устанавливает соотношение положений ГК и законодательства о разгосударствлении и приватизации. Приоритет предоставлен указанному законодательству. Положения ГК, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности в процессе разгосударствления и приватизации, применяются, если законодательством о разгосударствлении и приватизации не предусмотрено иное, т.е. субсидиарно. Кодекс предусматривает также, что разгосударствлению подлежит государственное имущество республиканской и коммуникационной собственности.

Имеется обширное законодательство о разгосударствлении и приватизации. Важнейшими актами такого законодательства являются законы: от 19 января 1993 г. «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»; от 16 апреля 1992 г. «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь"; от 6 июля 1993 г. «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь».

Закон "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" определил понятия процесса приватизации. Под разгосударствлением понимается передача от государства юридическим и физическим лицам частично или полностью (в том числе посредством приватизации) функций управления хозяйствующими субъектами. Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают права непосредственного управления ею.

Объектами приватизации являются:

· государственное и общественное жилье;

· государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий (в дальнейшем – предприятия);

· государственное имущество, сданное в аренду;

· государственное имущество в виде оборудований, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;

· доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

К субъектам, приобретающим государственную собственность в процессе приватизации, относятся:

· граждане Республики Беларусь;

· юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;

· юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· иностранные инвесторы;

· лица без гражданства.