Вопросы для обсуждения и размышления

1. Что такое «обратная связь в межличностной коммуникации»?

2. Чем отличается способность слушать от способности слышать?

3. Чем отличается восприятие людьми предметов от восприятия человека человеком?

4. От чего зависит первое впечатление о человеке?

5. Какова роль обращения в процессе общения и в формировании межличностных отношений?

6. Каковы основные параметры конфликтной ситуации?

7. Каково различие между участниками и субъектами конфликта?

8. Как определяется предмет конфликта?

9. Как, по вашему мнению, социальная среда сказывается на силе позиции ее участников?

10. Укажите субъектов и участников конфликта, объект, предмет конфликта, а также кратко опишите социальную среду конфликта в следующей конфликтной ситуации: «Студент долго не посещал консультации руководителя своей дипломной работы. Но вдруг, когда он наконец предъявил дипломную работу – сразу полностью готовую – руководитель с удивлением и возмущением узнал в ней свою собственную курсовую работу за 4-й курс, выполненную им лет 20 назад. Преподаватель отказался рекомендовать эту работу к защите. Оказалось, что студент купил эту дипломную работу на одном из сайтов в интернете, которые специализируются на такого рода услугах. «Продавцы» заверили студента, что исследование «почти самостоятельное и основано на последних данных». Студент обратился к заведующему кафедрой, чтобы разрешить конфликтную ситуацию».

11. Каков тип вашей студенческой группы и каковы её динамические характеристики ?

12. Почему совместимость влияет на эффективность деятельности группы?

13. Какие факторы определяют социально-психологический климат группы?

Словарь терминов

Аттракция – возникновение в процессе восприятия человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.

Групповая идентификация — отождествление себя с обобщенным образом члена какой–либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе.

Инцидент – случай, происшествие (обычно неприятное), недоразумение, столкновение.

Компромисс – соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-н. интересов, стремлений.

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликт – особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.

Конфликтоген– слова, действия (или бездействие), порождающие или способные привести к конфликту. Термин введён психологом А. П. Егидесом.

Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; или стремление к противоположным целям или использование различных средств и для их достижения; несовпадение интересов, желаний. Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Конфликтология– наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Массовая коммуникация – систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей.

Межличностное взаимодействие – это динамическая сторона общения, обеспечивающая согласование партнерами целей общения (деятельности), используемых средств достижения целей, координацию используемых каждым из них стратегий. Взаимодействие представляет собой механизм гибкой, как правило, ситуативной подгонки характеристик общения под интересы участников. Может быть настроено на согласование, сотрудничество или на борьбу, стремление каждого навязать свои цели, свое видение задачи или проблемы, свои способы их решения.

Межличностное общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление и поддержание отношений между ними. Компонентами общения являются контакт, взаимодействие, отношения, коммуникация и восприятие (все – с прилагательным «межличностное»).

Межли́чностные отноше́ния – совокупность взаимодействий между индивидами, составляющими общественную иерархическую лестницу.

Межличностная коммуникация – это процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.

Обратная связь – это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения.

Предмет конфликта – этовоображаемая или объективно существующаяпроблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, ради которого стороны вступают в противоборство.

Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, социальным стереотипам.

Сплоченность групповая – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов.

Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

Совместимость групповая – социально-психологический показатель сплоченности группы, отражающий согласованность действий ее членов в условиях совместной деятельности, отсутствие конфронтации в общении.

Рефлексия– это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению.

Эскалация конфликта – это расширение рамок конфликтной ситуации, вовлечение все новых групп и субъектов с одновременным проявлением крайних форм конфликтов.

 

Литература

1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / Г. М. Андреева. – Москва : Аспект Пресс, 2001.

2. Анцупов, А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов [и др.]. – Москва : ЮНИТИ, 1999.

3. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. – Минск, 2000.

4. Вишнякова, Н. Ф. Конфликтология : учеб. пособие / Н. Ф. Вишнякова. – Минск : Университетское, 2002.

5. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология / И. Е. Ворожейкин. – Москва, 2002.

6. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – Санкт-Петербург, 2000.

7. Дыгун, М. А. Социальная психология в схемах, понятиях и персоналиях / М. А. Дыгун, Т. Ф. Лутович. – Мозырь : Содействие, 2006.

8. Крысько, В. Г. Социальная психология : словарь-справочник /
В. Г. Крысько. – Минск: Харвест, 2001.

9. Куницина, В. Н. Межличностное общение : учебник для вузов /
В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – Санкт Петербург : Питер, 2001.

10.Основы психологии и педагогики : практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко [и др.]. – Минск : БГУИР, 2008.

11.Психологические основы поведения в конфликте / автор-составитель И. И. Семёнов. – Мозырь : Содействие, 2007.

12.Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001.

13.Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение /
В. П. Шейнов. – Минск, 1996.

 

 


Раздел 5. общие основы педагогики

5.1. Основные этапы развития педагогической науки.

5.2. Предмет педагогики. Ее связь с другими науками. Система педагогических наук. Основные методологические принципы педагогики, ее методы и категории.

5.3. Образование в современных условиях как механизм развития личности. Основные функции образования и соответствующие им модели образования. Мировые образовательные тенденции.Особенности системы образования в Республике Беларусь.

5.4. Обучение как целенаправленный процесс развития личности. Структура учебной деятельности: учебно-познавательные мотивы, цели, задачи и учебные действия.

5.5. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования у нее определенных психических и личностных качеств.

5.6. Принципы и содержание семейного воспитания. Роль и функции семьи в развитии, воспитании, социализации личности. Виды и типы семей, особенности их влияния на воспитание детей. Пути, средства и условия успешного воспитания в семье.

 

Ключевые слова:дидактика, методы, категории, принципы педагогики, образование, обучение, воспитание, социализация, индивидуализация, социальное пространство.