Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус военнопленного в случае захвата его во время занятия шпионажем. Такое лицо подлежит суду военного трибунала.

Правовое положение участников боевых действий.

Международная правовая защита гражданского населения и жертв войны.

Правовое положение участников боевых действий.

ТЕМА 13.

Основными актами международного гуманитарного права в облас­ти защиты участников боевых действий (военнопленных), жертв войны являются четыре Женевские конвенции (1949 г.), а также два дополнительных протокола к ним (1977 г.)

Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными.

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемым комбатантами. Ранее к этой категории принадлежал лишь боевой состав регулярной армии. Ныне понятие комбатантов расширено и к ним отнесены лица из состава:

• регулярных вооруженных сил;

• полицейских сил;

• движения сопротивления;

• члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав перечисленных сил.

Отнесены к комбатантам также лица, входящие в гражданские вспомогательные силы, приданные войскам, включая:

• прокуроров;

• судей;

• священников и др.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник— это лицо, завербованное для ис­пользования в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального возна­граждения. При этом оно не должно быть гражданином страны, нахо­дящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте. Отли­чаются от наемников лица, участвующие в конфликте не по матери­альным, а по иным соображениям (политическое сочувствие, об­щность идеологии, религии).

Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ас­самблея ООН приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использо­вания, финансирования и обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников либо предавать виновных суду, либо выдавать.

Правовой режим военнопленныхопределен положениями III Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении с военнопленными». Указанная Конвенция оп­ределила, что режим военного плена распространяется на тот же круг военнослужащих, что и действие I и II Женевских конвенций.

Какие меры международно-правовой защиты военнопленных предусмотрены конвенцией?

1. Прежде всего военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен и ответственность за обращение с военнопленными несет это государство.

2. Конвенция устанавливает, что с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Применение к ним репрессий и актов мести запрещается.

3. Держащее в плену государство должно обращаться одинаково со всеми военнопленными, без какой-либо дискриминации по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений или любым другим причинам, основанным на аналогичных критериях, за исключением случаев привилегированного режима, который оно может установить для военнопленных по состоянию здоровья, по их возрасту или квалификации.

4. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не должны применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений.

5. Военнопленные должны располагать в той же мере, что и местное гражданское население, убежищами против воздушных налетов и других опасностей войны.

6. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее состояние здоровья у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания.

7. Работающие военнопленные должны получать соответствующую одежду везде, где этого требует род их работы.

8. Каждый лагерь для размещения военнопленных должен иметь соответствующий лазарет, где военнопленные могут получать помощь, в которой они могут нуждаться, и где им будет предо¬ставлен необходимый режим питания.

9. Ни один военнопленный не может быть использован на угрожающих здоровью и опасных, а так¬же расцениваемых как унизительные для военнослужащего держащего в плену государства работах, если он не соглашается на это добровольно.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего их государства.

После прекращения военных действий пленные подлежат скорей­шей репатриации.

Военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать осуществление прав, предоставляемых этой правоспособностью, на своей собственной территории или вне ее лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернирова­ны воюющими, только если интересы безопасности делают это абсо­лютно необходимым. Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., после оккупации Кувейта Ираком, граждане западных госу­дарств содержались в качестве «гостей» в важных с военной точки зрения местах в целях предотвращения атаки на них. Такого рода так­тика «живого щита» во всех случаях противоправна.

Зоны безопасности.Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются через посредничество МККК.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных цен­ностей возможно объявление «не защищаемой местности» (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, располо­женные вблизи от линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противника без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанав­ливаться и демилитаризованные зоны.