Эпикуреизм.

Стоицизм.

Эллинистический период.

После побед Александра Македонского и завоевания им всего известного античным людям мира, философия обратилась к внутреннему миру человека и особенно к этике. Появились школы стоиков, эпикурейцев и скептиков.

Основатель – Зенон Китийский (333 – 264 гг. до н.э.) Был учеником школы Киников (Циников) до 300 года до н.э.

Мир – огненное начало управляющее всем, его нельзя изменить, но к нему можно приспособиться. Жизнь нужно воспринимать такой, какая она есть. СЕНЕКА ЛУЦИЙ АННЕЙ (Младший) (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.):

· Высшее богатство — отсутствие жадности.

· Высшее богатство — отсутствие прихотей.

· Если хочешь быть любимым, люби.

· Если хочешь, чтобы о чем-то молчали, молчи первый.

· Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несет.

· Есть приличие и в горе. И в слезах должно знать меру. Только неразумные люди бывают неумеренны в выражениях как радости, так и скорби.

· Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

· Жизнь долга, если она полна... Будем измерять ее поступками, а не временем.

· Жизнь — единственное благо.

· Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.

Основатель – Эпикур Самосский (342 – 271 гг. до н.э.)

Эпикуреизм не ставит цели поиска истины, а ищет способ избавления человека от страдания и достижения им удовольствия. Для счастливой жизни человеку необходимо:

1. Отсутствие телесного страдания

2. Невозмутимость души

3. Дружба

Основной этический принцип – уравновешенное удовольствие как благородное спокойствие. Желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.