Особенности национального характера греков

Потомки одной из самых древних культур, положившей начало западной цивилизации, греки называют себя эллинами. В какой-то степени это определение не соответствует действительности, ибо эллинская культура перестала существовать с приходом в древнюю Византию христианства. С тех пор на древней земле Эллады все безраздельно подчинялось православию. Православие наложило свой отпечаток на культуру, искусство, жизненный уклад.

 

Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает до сих пор. Великие философские учения, высокие достижения культуры, особое отношение к жизни и ее радостям — все это так же привлекательно и для огромного количества наших современников.

Например, классическое этическое учение, основоположником которого являлся Аристипп, — гедонизм — провозглашал удовольствие главной добродетелью. Разве мало найдется в нашем веке граждан, почитающих удовольствие главной целью своего, например, отдыха или похода в ресторан? Но почувствовать себя настоящими гедонистами можно только там, где каждая самая, казалось бы, незначительная деталь интерьера радует глаз, а любая еда приносит наслаждение.

 

Мобильность населения в эпоху античности была на удивление высокой. Такие события, как Олимпийские игры, собирали атлетов, зрителей, а также торговцев и ремесленников (т. е. как потребителей, так и поставщиков товаров и услуг) со всей Древ­ней Греции. В окрестностях Олимпа строились сооружения, па­вильоны для проживания в них атлетов, а также для организа­ции всевозможных бытовых услуг. Все отправлявшиеся в Олимпию признавались гостями Зевса. Олимпийские игры были самым известным, но не единственным зрелищем Древней Греции (следует иметь в виду, что термин «игры» в античном мире имел более широкое значение, чем в современном русском языке, и включал в себя и театральное представление, и состязания по­этов, певцов, музыкантов, а также мистерии для посвященных, т. е. обозначал понятие, аналогичное современным фестивалям культуры и искусства).

Кстати, письменные памятники донесли до нас имя первого чемпиона первых Олимпийских игр в 776 году до н. э. Звали его Коройб, по профессии – повар. Он одержал победу в беге на дистанцию в один стадий.

Приют в гостинице давался всякому – бедному и богатому, знатному и простолюдину. Сохранилось, например, известие, что посольство афинян к царю Македонии Филиппу Македонскому (382–336 гг. до н. э.) останавливалось в такой гостинице.

Правда, само гостиничное дело не пользовалось у греков популярностью и не являлось престижным занятием, потому что содержание гостиниц и питейных заведений считалось нечестным и недостойным промыслом, уделом вольноотпущенников и метеков (иногородних, неграждан). Немногочисленные гостиницы и постоялые дворы содержались за счет государства и только в местах массового скопления людей на спортивных состязаниях, курортах или в местах религиозного паломничества. В гостиницах селились только иностранцы. Надо отметить, что жители Афин или, в особенности, Спарты не ездили за границу без особых на то обстоятельств. Это не в последнюю очередь объяснялось тем, что для подобного путешествия необходим был загранпаспорт – сфрагис.

Большей частью греки пользовались гостеприимством родственников и знакомых, а иногда даже незнакомых людей. Гостеприимство было естественной составной частью быта. Во всех домах состоятельных людей были особые комнаты для гостей. Впрочем, если места в доме гостю не хватало, он мог разместиться под портиком дома на открытом воздухе, климат Греции по большей части делал это возможным.

Права гостеприимства находились под покровительством Зевса. Гомер называет его «Зевс-гостеприимец». Но из-за плохого сообщения между отдельными городами-государствами греков гостиниц и постоялых дворов было очень мало. Обычно в богатых домах бесплатно принимали чужестранцев, причем это не всегда были родственники или знакомые.

В греческих полисах создавались «Союзы гостеприимства». Каждый член такого Союза – ксен – брал на себя защиту интересов жителей другого полиса в своем государстве. Со временем в Древней Греции даже установился институт проксенов и евергетов (благодетелей), когда иностранец заключал договор о гостеприимстве уже не с отдельным человеком, а с городом-государством.

При этом обе стороны должны были соблюдать следующие условия: проксен обязан был защищать в своем городе интересы прибывших сюда граждан государства, давшего ему звание проксена, подобное современному званию консула; государство обязывалось, со своей стороны, предоставить проксену в случае, если он пожелает прибыть или поселиться в нем, все гражданские права, кроме политических. Проксен мог приобрести землю или другую недвижимость, судиться в общем порядке, занимать наиболее почетные места в театре или на спортивных состязаниях и т. д.

Иногда права проксенов давались всем гражданам дружественного государства. Как правило, звания ксенов и проксенов были наследственными.

В древнегреческих гостиницах не всегда кормили и путешественникам приходилось провизию возить с собой. В Древней Греции первыми предприятиями гостеприимства были таверны. Они являлись важным элементом религиозной и социальной жизни, но, в большей степени, предлагали путникам питание. Помещения для ночлега имелись, но ни о каком комфорте не могло быть и речи. Часто место для ночлега предлагалось в одном помещении с животными, что–то вроде сараев, а спальное место представляло собой, как правило, просто солому на полу.
В Древней Греции были широко распространены два типа сооружений, предназначенных для приема на ночлег: каталогии (частные заезжие дворы) и пандокеи (государственные заезжие дворы) и были доступны всем.

В Древней Греции мужчина был гражданином, наделенным правами, которых, к величайшему сожалению, не было у женщин. Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы — во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чем нужды.

Поэтому в Греции довольно большое распространение получили таверны. Владелец таверны в Древней Греции, подобно своему современному собрату, предлагал еду, напитки и ночлег. Вино было как домашним, так и импортным. К столу подавали сыр из козьего молока, хлеб из ячменя, капусту, горох, бобы и чечевицу. Можно было попробовать также фиги и оливки. Более всего предпочитали сырное печенье, медовые булочки, булочки с тмином. Если подавали мясо, то это обычно была козлятина, свинина, баранина. Фаршированный осел считался деликатесом. Колбасы, свиные пудинги, разнообразные рыбные блю­да всегда имелись в наличии.

Из практических соображений ранние таверны располага­лись около храмов. После жертвоприношения, согласно религиозным обрядам, животных приносили в таверну и съедали («после жертвоприношения – пир, после пира – возлияния»). Каждый из гостей возлежал на ложе, с подушкой или валиком под левой рукой.

Музыканты (обычно молодые девушки) развлекали гостей во время еды. Некоторые таверны имели небольшие сцены для театральных представлений. Когда пир заканчивался, согласно афинскому обычаю, пили еще три раза: один раз – за богов, один – за умерших героев, один – за Зевса. По особым случаям раздавали гирлянды из цветов и духи. Затем начина­лись возлияния. В некоторых тавернах имелись кабинки, куда могли удалиться поклонники Афродиты.

Ксенофонт пишет: « Когда составится капитал, то хорошо и полезно построить для судохозяев око-ло пристаней городские гостиницы… а для купцов - соответствующие места для купли и продажи, для отправляющихся же в город такие же гостиницы в городе. А если бы устроить помещения и лавки и для мелких торговцев - в Пирее и в самом городе, то это доставило бы городу и украшение, и большие доходы…» (Ксенофонт. О доходах, III, 12---14

Греки гостеприимны, и их гостеприимство не носит показного характера. Обязанность проявлять радушие на службе совершенно не охлаждает пыл эллина в роли хозяина. Если Вы приглашены в греческий дом, будьте готовы, как минимум, выпить кофе (в зависимости от сезона это может быть «кафе эллиника», черный натуральный, или «фропе», холодный кофе со льдом), а как максимум - отобедать по полной программе. Особенно любят накрывать столы для гостей понтийские греки - русскоязычные репатрианты из Грузии и Средней Азии.

Пожилые люди любят собираться в кофейнях. В отличие от таверн, там не едят, а лишь пьют кофе, чай, национальную анисовую водку Узо и белое столовое вино Ретцину. Узо пьют разбавленной, отчего напиток приобретает мутно-молочный цвет. Пенсионеры часто проводят в кофейнях дни напролет. Чем еще заняться старикам, как не общаться, играть в карты и попивать чай в уютном заведении.

Греция принадлежит к левантийским странам, и средиземноморские привычки никто здесь не отменял. Рыночные торговцы торгуются подолгу и со вкусом, владельцы мелких лавок менее уступчивы. Торговля здесь не только бизнес, но и своеобразное самовыражение. Умеющих грамотно и настойчиво торговаться уважают, тех же, кто сразу соглашается на названную цену, считают простаками.

Особое явление в греческом укладе - таверны. Типичная таверна представляет собой небольшой ресторанчик с национальной кухней. В каждой уважающей себя таверне - свой сорт молодого красного вина, которое наливается прямо из бочки в литровые или полулитровые кувшины.

Таверна может специализироваться на определенных блюдах, которые штатный повар готовит лучше всех в округе. При случае отведайте кокорецци - бесподобный мясной рулет, приготовленный на гриле. Это блюдо довольно сложно готовить, поэтому даже в Греции кокорецци готовят не везде и не каждый день. Хороши бризолы - свиные отбивные из парного мяса, нежнейший салат из зелени с йоруртом, который называется дзадзыки, жареный осьминог, креветки в горчичном соусе. Великолепие греческой кухни непередаваемо словами, это нужно просто пробовать.

Независимо от статуса таверны, а они достаточно сильно разнятся по ценам, посетителя ждет теплый, радушный прием. Еще бы, ведь вы принесли деньги, а значит, всё в таверне подчиняется вашим желаниям и вращается вокруг вас. Официант стелет белоснежную скатерть на стол при посетителях - это непреложное правило любой уважающей себя таверны. На стол подается ароматный свежайший хлеб в корзинках, расставляются приборы. После картинной паузы официант чинно раздает меню и приносит вино. Встреча посетителей, препровождение их к столику и сервировка - ритуал, театральное действо, которое исполняют только мужчины.

Хороши и уличные зазывалы. Многие заведения нанимают бойких молодых людей с тем, чтобы они приглашали гостей зайти в таверну. Зазывала - льстец и подхалим, причем нарочитый. Он закроет за вами дверцу авто, наговорит комплиментов вам и вашей даме, будет улыбаться, шутить, а уж затем предложит зайти в таверну. Ну как тут отказаться?

 

ГОСТИНИЦЫ ДРЕВНЕГО РИМА

В Древнем Риме ситуация с гостиничным делом отличалась от той, которая существовала в Греции. На главных римских дорогах размещались почтовые станции с удалением друг от друга на расстояние в 15 миль. Они были составной частью государственной почтовой службы. Вдоль дорог, а затем и в крупных городах существовала сеть государственных гостиниц, называвшихся мансионами. Они строились также через каждые 15 миль и в них могли разместиться одновременно до нескольких десятков человек. В период республики мансионы были малокомфортабельными и рассчитанными на невзыскательных путников. Подушки и матрасы без постельного белья, набитые вместо перьев и пуха сеном и тростником, кишели насекомыми. Часто содержатели гостиниц недодавали овес лошадям, а в тавернах сильно разбавляли вино.

К примеру, в одной из своих эпиграмм, написанной явно под впе­чатлением от условий проживания в одной из таких гостиниц, известный поэт того времени Марк Валерий Марциал, обраща­ясь к хозяину, восклицает: «Вино твое, о хозяин, смешалось с потоками ливня».

В подобного рода гостиницах останавливались люди невысокого социального положения. Для самой невзыскательной публики существовали гостиницы под названием стабулярии, соответствующие, видимо, классу 1*. О плохом состоянии гостиниц говорит и тот факт, что все состоятельные люди возили с собой переносные палатки, или шатры. Государственные чиновники пользовались услугами государственной почты. Конечно, чиновники ездили быстрее обычных путешественников. Известно, что добраться от Рима до Роны можно было всего за 8 дней, преодолевая в день до 150 км. Частному путешественнику приходилось менять лошадей на каждой станции. В день они проезжали в среднем по 50–60 км.

Путешествовали и пешком, и, если кто очень торопился, верхом, а большинство в зависимости от дальности поездки и толщины своего кошелька – в повозках.

Характерной чертой каждой почтовой станции была таверна, где путники могли поесть. Как правило, на вывеске таверны изображалось какое-либо животное: орел, петух, журавль, реже предметы. На одной гостинице в Лионе был рекламный щит со следующим содержанием: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон – здоровье, Септимеи (хозяин таверны) – хороший прием, и со столом. Кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно; чужестранец, осмотри хорошенько место, где ты хочешь поселиться».

Репутация владельцев таверн была низкой. Их часто обвиняли в мошенничестве и темных делах, а владелиц-женщин иногда обвиняли в колдовстве. Почти каждый квартал имел пив­ную. В Помпеях, сравнительно небольшом для своего времени городе, находилось 118 пивных и питейных заведений.

В Риме таверны можно было узнать по колоннам, опоясанным цепью фляг, и по красным колбасам, висящим вдоль стен. Полы были украшены яркой мозаикой, а стены оживляли раз­вешенные картины.

Имелись также пивные и для простого люда. Хозяин пив­ной выращивал собственный виноград и делал из него вино. Небольшие кусочки сухого сыра были развешаны в комнате в корзинах из тростника.

Рукописные источники сообщают о тавернах и их меню в Римском государстве.

Легенды сообщают, что у Эскулапа, прославленного врача древности, были всесильные помощницы: дочка Гигейя (Гигиена) и кухарка Кулина, услаждавшая дни его жизни несравненной кухней. Молва людская присвоила Кулине имя десятой музы, которых до нее было девять. У римлян десятая муза так и звалась «Кулинарией».

История сохранила любопытные свидетельства о том, ка­кой изысканной была кулинария две тысячи лет тому назад. Римским патрициям подавали на стол, например, свиней, которые были с одного бока жареные, а с другого – вареные, нашпигованные сосисками и колбасами (разумеется, потроши­ли их через рот, чтобы на свиных тушах не было ни одного разреза). Было и так, что в брюхо свиньи сажали живых дроздов (тут уж, видимо, без разреза не обходилось), и когда на столе начинали от туши отрезать куски, птицы вылетали.

Кроме поваров, специалистов по составлению меню, для составления рецептов новых блюд предусматривалась и особая должность «гастроном». Однако подобные кулинарные шедевры оставались прерогативой таверн для патрициев, в тавернах для плебеев подобных блюд не готовили. Всё было значительно скромнее.

Интересно, что терминология индустрии гостеприимства многим обязана римлянам. Слово «hospitality» (гостеприимство) произошло от латинского «hospitium» (госпиции). Однокоренными словами являются «host» (хозяин), «hospice» (приют), «hotel» (гостиница, отель).

Наряду со средствами размещения в Риме развивалась и сопутствующая инфраструктура.

В эпоху империи существовали уже и карты, и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены. Известен подобный путеводитель для паломников, совершавших путешествие из Бордо в Иерусалим, относящийся к IV в. н. э. Появляются в I в. до н. э. и туристические бюро, которые снабжали желающих путеводителями и справочниками.

Греческий писатель римского времени Павсаний дал описание своих путешествий в форме подробного путеводителя по Греции, названного им «Описание Эллады» Этот труд увидел свет в 180 г. н. э. В нем были обобщены все историко-культурные и географические сведения об Элладе древних авторов. Дошло до нас и сочинение автора эпохи эллинизма Аристарха Самосского, впервые описавшего Семь Чудес Света, которое можно вполне рассматривать как древнейший «путеводитель» эпохи античности.

Во многих городах были объединения содержателей различных экипажей. Известно, что поездки экипажей по городам, в частности по Риму, строго регламентировались правилами дорожного движения. Поэтому можно говорить, что в основном в экипажах ездили туристы, совершавшие дальние поездки. В городах, как правило, использовались двухколесные повозки – карпенты, и более легкие – цизии. В более крупных, четырехколесных – редах – могла разместиться целая семья. А в таких больших каррука, можно было даже спать.

На рынок «древнеримского туризма» поставлялись такие вещи, как специальные маски, чтобы защитить кожу лица от ветра и солнца; книги маленького формата, предназначенные именно для дорожного чтения. В каретах иногда делались даже своеобразные поворачивающиеся сиденья, чтобы можно было постоянно уклоняться от прямых солнечных лучей и находиться в тени. В экипажах знати и императоров были специальные полки, к которым прикрепляли настольные игры, а некоторые из экипажей были настолько удобны, что в них можно было даже писать. Секретарь Плиния в дороге всегда писал в перчатках, чтобы предохранить кожу рук.

По мере развития хозяйственных отношений в Римской империи возрастали требования путешествующих к условиям проживания и их обслуживанию постоялыми дворами. В эпоху расцвета Римской империи возникает много благоустроенных и богатых постоялых дворов. Как сообщают современники, в них имелись бани, массажные, прачечные, чистка обуви. Наблюдали за порядком, чистотой и соблюдением законности при предоставлении услуг государ­ственные чиновники – эдилы. Постоялые дворы обязаны были вести список гостей и бухгалтерию.

Римская гостиница императорской эпохи представляла собой определенный комплекс помещений довольно широкого функционального назначения: это не только комнаты для размещения путешествующих, но и складские помещения, конюшни, лавки, мас­терские и т. д. Гостиницы, как правило, строились из камня и располагали необходимым перечнем услуг. В зимнее время обо­гревались. Некоторые гостиницы обслуживали только официальных лиц по специальным документам, выдаваемым государственными властями. Эта традиция сохранилась до сих пор в форме специальных помещений для особо важных персон в аэропортах, вокзалах.