Вопрос 2. Планирование на предприятии как функция управления

Прогнозирование и планированиеявляются первоочередными функциями менеджмента в цикле управления.

Прогнозирование – это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.

Планирование же это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. Прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов компании. По существу между прогнозом и планом нет резкой разницы. Можно сказать, что прогноз – это недостаточно определенный план, а план это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по осуществлению этих решений.

Основными объектами прогнозирования на уровне компании являются:

1) Потребность в продукции компании;

2) Потребности компании в ресурсах.

Назначение планирования как функции управления, состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. В узком смысле планирование – составление специальных документов – планов, опирающихся на прогнозы развития предприятия и создающих основу для конкретных действий на различных условиях.

Планирование осуществляется с рядом принципов:

1. участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления;

2. непрерывность, в соответствии с чем планирование является не единичным актом, а системы регулярно повторяющихся действий

3. преемственность предполагающая, что новые планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они сами послужат основой составления планов в будущем;

4. гибкость, подразумевающая возможность пересмотра в определенных рамках ранее принятых планов при изменении обстоятельств;

5. согласование планов, принимаемых в рамках организации;

6. экономичность, требующая чтоб затраты на составление плана были меньше эффекта приносимого его выполнением;

7. создание необходимых условий для выполнения плана.

По срокам выполнения планы принято делить на три категории:

1 долгосрочные (свыше 5 лет) относящиеся к категории планов – целей.

2. среднесрочные (от 1 года до 5 лет)в основном выполняемые в виде программ.

3. краткосрочные (до 1 года) имеющие форму бюджетов.

В зависимости от направленности и решения задач выделяют три вида планирования:

1. стратегическое – заключается в определение главных целей деятельности фирмы и ориентированно на определение намеченных конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы. Стратегическое планирование охватывает период в 10 – 15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функцию всей системы управления.

2.Среднесрочное планирование – конкретизирует ориентиры, определенные стратегическим планированием. Горизонт планирования 3 – 5 лет.

3. Текущее планирование – определение промежуточных целей, на пути достижения стратегических целей и задач.

Планирование предполагает анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также стратегический анализ. Методы оценки среды организации:

1. SWOT – анализ выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

2. Матрица возможностей и угроз – строится матрица по степени влияния и вероятности возникновения.

3. Метод составления профиля среды – составляется отдельно для макросреды, непосредственного окружения. Позволяет оценить значимость отдельных факторов для фирмы.