Вопрос 3. Сущность, структура и функции цены. Виды цен.

Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, (является важнейшей экономической категорией).

Рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) цена согласованная продавцом и покупателем, т.е. цена по которой будет реально продан товар.

Цена формируется под воздействием следующих факторов:

- величина средних издержек производства

- среднеотраслевая норма прибыли

- соотношение спроса и предложения

- наличие и состояние конкурентной среды

- монопольное регулирование

- государственное регулирование цен

Выделяют следующие функции цены:

1. учетная, или функция учета и измерения затрат общ-го труда, определяется самой сущностью цены, т.е. показывает во что обходится производство продукции

2. измерительная, как количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги

3. соизмерительная: с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

4. регулирующая: как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение , увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.

5. стимулирующая: уровень цены служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства.

6. перераспределительная: посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов.

Цена включает три основных элемента: издержки, прибыль и налог. Цена производителя складывается из полной себестоимости, прибыли, НДС, а для некот. видов продукции и акциза. Свободная (рыночная) розничная цена формируется, исходя из свободной отпускной цены с НДС и торговой надбавки.

ТЕМА 8 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ»

1. Эффективность и эффект: определение и характеристика

2. Общая (абсолютная) эффективность и ее показатели (самостоятельное изучение)

3. Сравнительная эффективность и ее показатели (самостоятельное изучение)