Вопрос 3. Сущность, структура и функции цены. Виды цен.
Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, (является важнейшей экономической категорией).
Рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) цена согласованная продавцом и покупателем, т.е. цена по которой будет реально продан товар.
Цена формируется под воздействием следующих факторов:
- величина средних издержек производства
- среднеотраслевая норма прибыли
- соотношение спроса и предложения
- наличие и состояние конкурентной среды
- монопольное регулирование
- государственное регулирование цен
Выделяют следующие функции цены:
1. учетная, или функция учета и измерения затрат общ-го труда, определяется самой сущностью цены, т.е. показывает во что обходится производство продукции
2. измерительная, как количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги
3. соизмерительная: с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.
4. регулирующая: как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешивает спрос и предложение , увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя.
5. стимулирующая: уровень цены служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства.
6. перераспределительная: посредством цен осуществляется распределение и перераспределение доходов.
Цена включает три основных элемента: издержки, прибыль и налог. Цена производителя складывается из полной себестоимости, прибыли, НДС, а для некот. видов продукции и акциза. Свободная (рыночная) розничная цена формируется, исходя из свободной отпускной цены с НДС и торговой надбавки.
ТЕМА 8 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ»
1. Эффективность и эффект: определение и характеристика
2. Общая (абсолютная) эффективность и ее показатели (самостоятельное изучение)
3. Сравнительная эффективность и ее показатели (самостоятельное изучение)