Эластичность спроса и предложения
Степень влияния различных факторов на спрос и предложения определяется на основе концепции эластичности, суть которой состоит в измерении реакции спроса и предложения на изменении цены товара и дохода потребителя.
Эластичность – это чувствительность одной переменной к изменению другой. Для определения степени реагирования потребителей на изменение цены товара используют эластичность спроса на цены. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения цены на 1%. Коэффициент эластичности спроса по цене Еdp определяется по формуле: ,
где ∆Q/Q – Относительное изменение спроса (в %);
∆Р/P – относительное изменение цены (в %).
Виды ценовой эластичности спроса | ||||
Вид эластичности | Соотношение изменение цены и спроса | Коэффициент эластичности | Изменение выручки от реализации (Р x Q) в результате | |
Уменьшения цены | Увеличения цены | |||
Совершенно неэластичный спрос | Цена растет (падает) – спрос постоянен | Еdp = 0 | Уменьшается | Увеличивается |
Неэластичный спрос | Цена изменяется больше, чем изменяется спрос | Еdp < 1 | Уменьшается | Увеличивается |
Единичная эластичность спроса | Цена и спрос изменяются одинаково | Еdp = 1 | Не изменяется | Не изменяется |
Эластичный спрос | Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос | Еdp > 1 | Увеличивается | Уменьшается |
Совершенно эластичный спрос | Спрос изменяется, цена постоянна | Еdp = | Уменьшается | Увеличивается |
Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:
– Количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность;
– Удельный вес цены данного товара в доходе потребителя: чем выше доля цены товара в доходе, тем выше эластичность;
– Значимость товара (является ли товар первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
– Время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.
Практическая значимость измерения эластичности спроса состоит в том, что различные случаи эластичности непосредственно влияют на получаемую выручку, которая определяется, как произведение цены и количества рассматриваемого товара. Производитель товаров, используя теорию ценовой эластичности спроса, может определить минимальную цену продажи товара и объем его продажи, чтобы выручка от продажи обеспечивала ему соответствующий уровень эффективности производства.
На спрос оказывает влияние цены и на другие товары. Для определения этого влияния находят перекрестную (взаимную) эластичность спроса.
Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар (а) при изменении цены товара (в), коэффициентом перекрестной эластичности (Еав):
Где ∆ Qа/ Qа - относительное изменение спроса на товар а (в %);
∆ Рb/ Рb - относительное изменение цены на товар в (в %)
Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными по отношению друг к другу. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то количество пользующейся спросом продукции А находится в прямой зависимости от изменения цены товара В, а данные товары являются взаимозаменяемыми. При отрицательном значении перекрестной эластичности товары А и В будут взаимодополняемыми. В качестве примера взаимодополняемых товаров можно назвать чай и сахар, а взаимозаменяемых – чай и кофе.
При нулевой перекрестной эластичности товары нейтральны по отношению друг к другу.
Знание перекрестной эластичности важно для корпоративного планирования. Например, предположите, что ожидается резкое поднятие цен на природный газ. Вероятно, это увеличит спрос на электроэнергию, т.к. оба продукта считаются взаимозаменяемыми для отопления и приготовления пищи. Электосбытовые компании планируют следовательно удовлетворить повышенный спрос на свой продукт, если им известна его перекрестная эластичность (ПЭС). Например, если ПЭС в долгосрочном плане равно 0,8, тогда 20%-ное увеличение цены природного газа увеличит объем спроса на электроэнергию на 16%.
Перекрестная эластичность широко используется и при проведении антимонопольной политики.
Эластичность предложения характеризует применение предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (Еs):
uде ∆ Qs/ Qs - относительное изменение предложения (в %);
∆ Р/ Р – относительное изменение цены (в %).
Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение (Еs < 1). Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обуславливает увеличение предложения, то мы имеем дело с абсолютно эластичным предложением(Еs =∞). Если коэффициент эластичности предложения равен 0, то предложение совершенно неэластично. Например, кривая предложения картины И.Шишкина «Утро в лесу» является совершенно неэластичной, потому что в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко не поднялась цена.
Эластичность предложения меняется под воздействием следующих факторов:
· Способности производства к быстрой переналадке;
· Возможности хранения продукции;
· Времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. (Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот).
Тема 4 «ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ»
1. Понятие полезности, закон убывающей предельной полезности
2. Производственные факторы и производственная функция
3. Эффект масштаба и закон убывающей отдачи