Ремонтопригодность судовой техники.
Эффективность работы флота в значительной степени зависит от уровня ремонтопригодности поступающих в эксплуатацию судов и организации их технического обслуживания и ремонта. Практика эксплуатации и ремонта судов свидетельствует, что в процессе постройки судов вопросом ремонтопригодности, особенно доступности судовых технических средств и конструкций, уделяется недостаточное внимание, часто на судах одной серии устанавливают разнотипное оборудование и т.п. /15/. Вопросы ремонтопригодности судов в процессе проектирования и постройки, в том числе при изготовлении судового оборудования, должны быть составной частью системы обеспечения качества судов.
В решении проблемы обеспечения ремонтопригодности возрастает роль эксплуатационников и береговых предприятий, занимающихся вопросами восстановления утраченных свойств судов при эксплуатации. Они должны в полной мере выполнять следующие функции:
- максимально точно формулировать свои требования в форме количественных показателей и качественных характеристик;
- обеспечивать оптимальную систему технического обслуживания и ремонта судов;
- регулярно и в достаточном объеме снабжать проектантов, изготовителей судового оборудования и строителей судов эксплуатационной информацией.
Опыт использованных сложных технических объектов, в том числе современных морских судов, несмотря на то, что за последние десятилетия внедрены в производство прогрессивные технологии проектирования, строительства, эксплуатации и судоремонта, убедительно свидетельствует о том, что в обозримом будущем отказ от технического обслуживания и ремонта этих объектов является нереальным.
Исследования /15/ показывают, что один рубль затрат на капитальный ремонт технических средств сохраняет в экономике страны 4-6 рублей оборудования в работоспособном состоянии.
В связи с ростом цен на суда, трудностями кредитования и необходимостью не снижать показателей работы флота, в ближайшие годы
придется задерживать в эксплуатации суда выработавшие свой нормативный срок службы. В связи с этим расходы на ТО и Р одной тонны дедвейта возрастут.
В этих условиях существенное повышение уровня ремонтопригодности судов, позволяющее прежде всего резко сократить техническую потребность в заводском ремонте в течении всего нормативного срока службы, - один из важнейших факторов снижения ремонтного периода судов и соответственно повышение эффективности их использования. Ремонтопригодность судна (элементов судна) - это свойство, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения, повреждений и устранению последствий путем проведения ТО и ремонта. Ремонтопригодность судов и их элементов может проявляться только в процессе их ремонта и технического обслуживания. Она характеризуется доступностью элементов судна и судового оборудования для выполнения операций по ТО и ремонту, легкосъемностью элементов, подверженных наиболее интенсивному износу, возможностью и удобством контроля технического состояния и регулирования, взаимозаменяемостью элементов объекта, возможностью применения сменно-запасных частей без дополнительной обработки, удобством размещения и хранения запасных частей. Низкий уровень ремонтопригодности судов и их элементов увеличивает трудозатраты судовых экипажей и береговых предприятий на поддержание требуемого уровня технического состояния, сроки и стоимость ремонта судов и служит серьезным препятствием применения прогрессивных методов организации судоремонта.
Для количественной оценки ремонтопригодности судов и судовой техники используют три группы показателей /2,15/, характеризующих:
Первая - восстанавливаемость объектов;
Вторая - технологичность объектов при техническом обслуживании; Третья - ремонтную технологичность.
Перечисленные группы показателей отражают степень приспособленности объектов соответственно к восстановлению работоспособного состояния, проведению планового ТО и планового ремонта.
К первой группе показателей ремонтопригодностиотносят среднее время восстановления, среднюю трудоемкость восстановления и вероятность восстановления работоспособного состояния. Среднее время восстановления является важнейшей характеристикой ремонтопригодности судовой техники.
Чем быстрее устранен отказ, тем меньше сказываются его последствия не выполнения рейсового задания и на безопасность плавания. Среднее время восстановления складывается из времени обнаружения отказа и времени его устранения:
где n - число отказов;
- длительность восстановления в каждом случае отказа.
К показателям второй группы относятся:средняя трудоемкость ТО данного вида среднюю продолжительность одного ТО данного вида, коэффициент доступности, коэффициент легкосъемности. Средняя трудоемкость одного технического обслуживания данного (i-го) вида: Tв
где N - число однотипных объектов;
J - порядковый номер объекта;
HТоij - трудоемкость одного технического обслуживания данного 1-го вида
4 j-ro объекта, чел.ч.
Средняя продолжительность одного ТО i-го вида:
Номенклатура показателейтретей группы, характеризующих ремонтную технологичность объекта, а также формула для их вычисления аналогична приведенным выше для второй группы. Для наиболее ответственных судовых технических средств установлены нормативные значения показателей ремонтопригодности. Так среднее время восстановления главного двигателя в условиях плавания судна Тв не должно превышать 4ч. Средняя трудоемкость переборки малооборотного дизеля с выемом поршней (мотоочистки) должна составлять не более, чел. ч.
Нмот = 40+80 KDZ
где К - коэффициент, 1 и 0,8 для двухтактных крейцкопфных двигателей соответственно с прямоточной клапанной и контурной продуввами;
D - диаметр цилиндра, м;
Z - число цилиндров двигателя.
Одним из основных показателей характеризующих долговечность и
ремонтопригодность является комплексный показатель среднегодовая трудоемкость технического обслуживания и ремонта.
Среднегодовая трудоемкость ТО:
Где t - рассматриваемый период эксплуатации, годы;
j =1, 2..., N - количество элементов судна, подлежащих ТО за определенный
период;
i=l, 2..., m - количество видов ТО j-ro элемента судна, выполняемых за
определенный период;