Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества

Методы, используемые социологией при изучении ею общества как своего объекта исследования

 

Итак, каковы же методы, которые применяет социология при изучении общества, его различных явлений и процессов, различных сообществ людей и взаимодействующих индивидов?

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, ставя таким образом вопрос и отвечая на него, это то, что вопрос этот многоплановый и весьма непростой. Дело в том, что социология использует целую систему различного рода приёмов и способов при изучении общества. Причём сама эта система весьма дифференцирована и многообразна. В ней довольно чётко просматривается несколько различных уровней или сфер методологии. Например, среди них прежде всего философско-мировоззренческие принципы самого подхода к изучению общества, которыми руководствуются различные социологи – представители тех или иных определённых социологических школ или направлений. Можно говорить также о двух различных группах методов, выделенных соответственно подразделению социологии как целостной науки на теоретическую и эмпирическую части. Не лишено основания и подразделение методов, применяемых в социологии, в зависимости от того, о какой функции социологии идёт речь – функция сбора первичной информации или функции обработки данных, полученных в результате прикладных, эмпирических исследований. Здесь также идёт речь о различных группах методов. Кроме того, в системе методов социологической науки можно выделить следующие их группы: 1) методы, которые являются общими для всех наук, включая и социологию (так называемые общенаучные методы); 2) методы, которые заимствованы социологией у некоторых специальных наук (они используются при обработке, полученной в результате эмпирических исследований информации, и не могут рассматриваться как сугубо социологические методы); 3) группа методов, которые по сути своей в настоящее время квалифицируются как собственно социологические, хотя прежде они применялись в других областях научного знания.

Суммируя сказанное, можно определённо констатировать, что система используемых методов включает в себя четыре чётко определившихся их группы. На них следует остановиться подробнее, чтобы лучше разобраться, что каждая из этих групп методов представляет собой, по какому критерию примерно, она выделена и в каких случаях используется, какое значение в рамках социологии имеет.

Первая группа методов может быть представлена как собственно методология. Здесь следует иметь в виду, что термин “методология” употребляется не только в ранее обозначенном нами смысле, а именно как учение о методах исследования, но и в смысле обозначения общих, философских или, иными словами, мировоззренческих методов. Их иногда называют ещё подходами к изучению исследуемого социологией объекта – общества. Эта группа методов выражает стратегию социологического исследования. Методология в данном случае – это общие социально-философские, мировоззренческие принципы подхода к исследованию социологией общества. Данная часть исследовательского арсенала социологии зиждется на онтологических постулатах о специфике социальной реальности.

Речь идёт здесь о так называемых парадигмах, которые избираются тем или иным конкретным учёным, группой учёных-исследователей, какой-либо социологической школой при исследовании социальной жизни. Но напомним: парадигма (от греч. – пример, образец) означает исходную, начальную концептуальную схему, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение того или иного определённого периода в науке.

В соответствии с разными парадигмами исследования общества, построения его теории, постановки и решения различных проблем в социологии сегодня (да это было всегда так) существует целый ряд различных социологических школ или направлений. Ориентация социологов, скажем, на исследование крупномасштабных социальных явлений (наций, государств, социальных институтов и т.д.) обусловила рождение и существование макросоциологии; ориентация же на исследование сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностных отношений, процессов социальной коммуникации в группах, сферы повседневной реальности) проявилась в виде такого социологического направления, как микросоциология.

В рамках первого направления в социологии сформировались такие школы, как функционализм, системный функционализм, структурализм, структурный функционализм, марксизм и неомарксизм, конфликтосоциология, неоэволюционизм и др. В рамках второго ведущее место занимают символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология, теория обмена, драматургическая социология, психологическое направление в социологии и др. Наиболее значимые и распространённые сегодня из этих социологических школ будут специально и более подробно рассмотрены несколько позже.

Некоторые из уже названных (да и не называвшихся ещё) школ в социологии определились в зависимости, например, от того, какая сторона общества рассматривается социологом как ведущая в жизни людей. Так, если марксистская социология в качестве главного фактора общественной жизни, её различных процессов рассматривает экономику, психологическое направление – психику. Географическая школа в социологии – географическую среду, то технократическая социология – достижение науки и техники, технологию.

Открытие учёным новой парадигмы, то есть нового какого-то подхода к изучению общества свидетельствует о таланте учёного, его творческом отношении к своему профессиональному делу и представляет собой научное открытие, которое может составить целую эпоху в развитии науки; оно является вкладом в науку, суть которого в возникновении нового взгляда на объект изучения, рождения нового направления в социологической мысли.