В протестантских церквях нет культа Богородицы и свя­тых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» — говорят протестанты.

6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено (в некоторых течениях сведено до минимума). Здания церк­вей простые, могут использоваться обычные комнаты. Нет культа икон (кроме того, большинство протестантских деноминаций культы поклонения иконам считают идолопоклонством), статуй, святой воды, мощей, четок, не горят све­чи. Крест воспринимается некоторыми протестантами как символ, но и это не обязательно. Очень упрощено музыкаль­ное оформление служб, хотя в протестантской духовной и бо­гослужебной музыке немало величайших мировых шедевров. Правда, в вопросе о церковной службе различные течения протестантизма сильно различаются: от полного ее отрицания до упорядоченного богослужения с разработанными текстами и правилами.

7. У протестантов нет церковной иерархии. Очень важно, что протестантизм, расколовшийся на множество течений, сект, групп, не имеет единого руководства и управления. Исходя из представления о самоценности и силе человека, вопросы веры предоставлено решать каждому самостоятельно. Это стало предпосылкой для постоянных расколов и дробления протестан­тских церквей, что считается нормальным и никого всерьез не смущает. С православной же точки зрения, многочисленные расколы протестантов — Божье наказание за самоволие.

8. В протестантизме каждый человек имеет право и свобо­ду читать и по-своему трактовать Священное Писание. Сво­бода трактовки дает простор человеческому уму и творчеству, но имеет и побочное следствие: новые протестантские объеди­нения иногда так далеко уходят от первоначальной основы, что подчас утрачивают главное содержание христианского учения.

9. Для протестантизма характерно активное внедрение цер­кви в мирскую жизнь верующих. Грань церковного и мирского (светского) совершенно размыта, церковных праздников мень­ше, чем в католичестве и православии, часто они сочетаются с гражданскими праздниками и памятными датами. Протестан­тское миссионерство (от лат. missio посылка, поручение), т.е. распространение своей веры, отличается активностью и наступательностью, что можно наблюдать в последние годы в Рос­сии. Быть миссионером - долг каждого протестанта. Проте­стантизм более гибко приспосабливается к современным условиям жизни, активно ищет поддержку и новых сторонни­ков среди людей всех стран и национальностей.

Таким образом, можно сказать, что протестантизм - это христианство без мистики, без священства, с упрощенными обрядами и богослужением, с идеологией, которая поощряет трудолюбие, скромность, бережливость, нравственное поведе­ние. Протестантизм в целом сориентирован на обустройство земной реальной жизни людей, дистанция между светским и церковным в нем гораздо меньше, чем в православии или ка­толичестве. Логично было бы думать, что страны, где господ­ствует протестантская идеология или, как принято говорить сейчас, протестантская ментальность (менталитет - слово, пришедшее из латинского языка, которое обозначает образ мышления, общую культурную и духов­ную настроенность человека или чаще группы людей, нации), должны давать миру образец нравственности... Увы, добро и зло, по истине действительно морально-нравственные категории - и нтерпретируются, и воплощаются в жизнь с существенными различиями, как отдельными людьми, так и деноминациями.