Вопрос 2 Категории и структура производственного персонала
Вопрос 1 Персонал организации
Тема 3.1 Кадры организации и производительность труда
Тема 3 Кадры и оплата труда в организации
1Персонал организации.
2Категории и структура производственного персонала
3Профессионально – квалификационное разделение труда.
4Показатели динамики персонала.
5Формы подготовки кадров.
6Нормирование труда, цели, задачи.
7Виды норм.
8Производительность труда.
ОтветКадры или трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессий, занятых в организации и входящих в его списочный состав (списочный состав – это все работающие на предприятии работники в данное время – явившиеся и не явившиеся на работу по разным причинам). Трудовое ресурсы на предприятии являются главным ресурсом любой организации, от использования которого зависят результаты его работы.
Развитие и техническое совершенствование средств связи, повышение эффективности производства и улучшение качеств и надежности работы средств зависят от выполняемых функции.
Ответ Основной категорией персонала является промышленно – производственный персонал (ППП). ППП – все работники, непосредственно занятые в производственном процессе и его обслуживании. В свою очередь ППП подразделяется на категории:
1 Руководители (директор, заместители директора, гл. инженер, гл. специалисты) – управленческий персонал.
2 Служащие (экономисты, бухгалтеры, инженеры всех видов) – заняты подготовкой и обслуживанием производства, учеными операциями и контролером.
3 Рабочие – самая основная и многочисленная категория.
4 МОП – младший обслуживающий персонал.
5 Ученики.
Категория рабочие в свою очередь подразделяются на основных и вспомогательных.
Основные – рабочие связи по представлению потребителям услуг и обработке обмена (операторы связи, почтальоны, телеграфисты, телефонисты и др.)
Вспомогательные – рабочие связи по эксплуатационно-техническому обслуживанию средств связи, станционного и линейного оборудования (электро-монтажники, кабельщики и др.)
Структура кадров в разных подотраслях связи различна:
В начале 90-х годов в отрасли связи большую долю занимали работники почтовой связи, к концу 90-х годов большую долю в структуре кадров связи стали занимать работники электросвязи, т.к. увеличился спрос на услуги электросвязи и соответственно возрастает штат на обслуживание средств связи.
В почтовой связи большинство работников составляют рабочие на обработке обмена и обслуживанию потребителей, т.к. многие производственные процессы не механизированы.
В подотрасли «Электра связь», где уровень фондовооруженности труда значительно выше, преобладают рабочие по эксплуатационно – техническому обслуживанию.
На предприятиях телерадиокомплекса, где оборудование отличается высокой сложностью и его обслуживание требует особо высокой квалификации, основной состав штата составляет инженерно – технические работники и специалисты.
Вопрос 3 Профессионально – квалификационное разделение труда.
Ответ Профессионально – квалификационное разделение труда предполагает деление работников по профессиям и специальностям, а внутри них – по группам сложности труда – квалификациям.
Квалификация – это уровень знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения работ определенной сложности по какой–либо профессии, специальности. Для рабочих квалификация оценивается присвоением тарифного разряда.
Профессия– это вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков для выполнения какой – либо работы.
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии (знания и навыки для изученного круга работ). Пример: врач – хирург, педиатр, стоматолог; телефонист – телефонист междугородней телефонной связи, телефонист справочно–информационной службы ГТС.
Вид деления работников квалификационному уровню имеет особо важное значение для установленной объективной и справедливой оплаты труда, т.к. труд более сложный и ответственный требует больших умственных и физических усилий, а следовательно должен более высоко оплачиваться.
Вопрос 4 Показатели динамики персонала.
ОтветВ предприятиях связи постоянно происходит движение работников. Поэтому рассчитывается среднесписочная численность работников, которая используется при расчете производительности труда, фонда заработной платы, средней заработной платы и других показателей.
На плановый год численность рассчитывается по формуле:
Чпл = Чнг + Чув * n/12 – Чвыб * m/12 (1)
где Чнг – численность на начало года, ед.
Чпл – плановая численность, ед
Чув – прирост численности, ед
Чвыб – выбытие работников, ед
n – число полных месяцев, с момента приёма на работу до конца года.
m - число полных месяцев c начала года до момента увольнения
Движение рабочей силы характеризуется оборотом работников по приему, выбытию, общему обороту, текучести кадров.
1. Коэффициент оборота по приему:
Коб.пр. = Чприняты / Ч * 100% (2)
2. Коэффициент оборота по выбытию:
Коб.выб. = Чвыб / Ч * 100% (3)
3. Коэффициент общего оборота:
Коб.об. = Чпр. + Чвыб. / Ч * 100% (4)
4. Коэффициент текучести кадров:
Ктек.кадр. = Чув.по собст.ж. + Чув.занар.тр.дней + Чувол.не прош.ис.срок / Ч (5)
За анализируемый период эти показатели сравниваются с аналогичными показателями за предыдущий период. Снижение текучести кадров является положительным фактором.
При анализе являются причины нарушений трудовой дисциплины, увольнений по собственному желанию, разрабатываются мероприятия по социальному развитию коллектива.
Вопрос 5 Формы подготовки кадров.
Ответ Система подготовки кадров в отрасли связи включает сеть специальных высших и средних учебных заведений, учебных центров и курсов, семинаров и др. форм обучения. Подготовка рабочих кадров осуществляется в специальных технических училищах (лицеях) или непосредственно на предприятиях путем индивидуального или бригадного обучения.
В современных условиях особую актуальность в системе управления трудовыми ресурсами связи имеют различные формы переподготовки и повышения квалификации производственного персонала.
Важную роль в этой сфере играет Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов связи, где проходит обучение по наиболее прогрессивным и перспективным проблемам техники, технологии, экономики и менеджмента.
Федеральные органы управления организуют различные семинары и совещания по изучению актуальных вопросов деятельности отрасли и передового опыта работы в условиях рыночной экономики.