Основные формулы для вычисления вероятностей
Текст лекции
Лекция 2 Основные формулы для вычисления вероятностей
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить основные формулы для вычисления вероятностей.
Вид занятия:лекция
Продолжительность занятия:90 минут
Учебно-материальное обеспечение занятия:
Медиа-проектор, ноутбук, слайды Power Point (Оверхэд-проектор, слайды).
Литература:
а) основная:
1. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. Учебник. Издание восьмое, стереотипное. – М.: Высшая школа, 2002 г. - 575 с.
2. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А.. Теория вероятностей и её инженерные приложения. Учебное пособие. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: «Академия», 2003 г. – 464 с.
3. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие. Издание десятое, стереотипное. - М.: Высшая школа», 2004 г. – 480 с.
Структура занятия и расчёт времени
Структура занятия | Время, мин |
I. Вводная часть занятия | |
II. Основная часть занятия | |
Введение в лекцию | 5-10 |
1. Основные формулы для вычисления вероятностей | 70-75 |
Заключение по лекции | |
III. Заключительная часть занятия |
Ограниченность классического и статистического способов определения вероятности событий, приемлемых, главным образом, для определения вероятности простых событий, приводит к тому, что в подавляющем большинстве случаев ни один из этих способов в чистом виде для решения задачи определения наступления событий применить не удаётся.
Например, требуется определить вероятность поражения движущегося танка. Определить эту вероятность по частоте наступления события на практике невозможно – необходимо провести большое число стрельб. При этом надо не только определить вероятность попадания в движущийся танк (что сделать не сложно), но и определить вероятность поражения его экипажа, если будет иметь место попадание в танк (а это выполнить на практике невозможно).
Факт сложности или невозможности определения вероятности сложных событий явился стимулом разработки аппарата теории вероятностей, с помощью которого вероятность определяется не прямым, а косвенным методом через вероятность более простых событий.
Сущность косвенного метода определения вероятности сложного события заключается в следующем: вначале анализируют условия испытания и устанавливают события А1, А2, А3,…, Аn, от которых зависит наступление события В, как комбинацию В={А1, А2, А3, …, Аn}. Определяют вероятности наступления простых событий Р(А1), Р(А2), Р(А3), …, Р(Аn). После чего определяют вероятности интересующего события В как функцию известных или заданных вероятностей.
Р(В) = f(Р(А1), Р(А2), Р(А3), …, Р(Аn))
Однако определению вероятности наступления сложного события как комбинации более простых событий должны предшествовать твёрдые знания правил применения рассмотренных в лекции теорем сложения (объединения) и умножения (пересечения) событий.
Этому вопросу и будет посвящён вопрос нашего занятия.
Пример: для того что бы вывести из строя артиллерийскую батарею необходимо поразить либо два взвода с орудиями либо центр управления огнём. Используя операции сложения (объединения) и умножения (пересечения) событий представим сложное событие D={поражение артиллерийской батареи} как комбинацию простых событий. Результат проиллюстрируем диаграммой Эйлера-Венна.
Решение:
Обозначим через событие А = {поражение первого взвода орудий}, через событие В = {поражение второго взвода орудий}, С = {поражение центра управления огнём}. Тогда событие D = {поражение артиллерийской батареи} определится как поражение либо центра управления огнём (событие С) либо одновременно первого взвода орудий (событие А) и второго взвода орудий (событие В), т.е. будет иметь место следующая комбинация событий D={С+А´В} (рисунок 1).
![]() |
Рисунок 1
Для решения такого типа задач необходимо усвоить ряд основных свойств, которыми обладают действия над событиями.
Операции сложения (объединения) и умножения (пересечения) событий обладают рядом свойств, аналогичным свойствам сложения и умножения чисел.
1. Переместительное свойство:
А + В = В + А; А´В = В´А.
2. Сочетательное свойство:
(А + В) + С = А + (В + С); (А´В)´С = А´(В´С).
3. Распределительное свойство:
(А + В)´С = А´С + В´С (рисунок 2).
![]() | ![]() |
Рисунок 2
4. Операции прибавления пустого множества и умножения на пустое множество аналогичны операциям над числами, если считать пустое множество за ноль.
Ряд операций над событиями уже не обладают свойствами по аналогии с арифметическими действиями, например:
5. (рисунок 3)
![]() | |||
![]() | |||
Рисунок 3
6. (рисунок 4).
![]() | |||||
![]() | |||||
| |||||
Рисунок 4
7. (рисунок 5).
а б
в
Рисунок 5
Заключительная часть занятия:
· напомнить тему и учебные вопросы занятия;
· отметить степень достижения учебных целей;
· ответить на возникшие вопросы;
· отметить работу группы в целом;
· оценить работу студентов;
· поставить задачу на подготовку к следующему занятию:
На занятии иметь:
1. Калькуляторы – на каждого
Задание на самостоятельную работу
Изучить:
· Вентцель Е.С., Овчаров Л.А.. Теория вероятностей и её инженерные приложения. Учебное пособие. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: «Академия», 2003 г. – 464 с. – стр. 32-35
· Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие. Издание десятое, стереотипное. – М.: Высшая школа», 2004 г. – 480 с. – стр.18-29.
Лекция 3 Основные теоремы теории вероятностей: сложение, умножение, формула полной вероятности
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить правила сложения и умножения вероятностей.
2. Изучить формулу полной вероятности.
Вид занятия:лекция.
Продолжительность занятия:90 минут.
Учебно-материальное обеспечение занятия:
Медиа-проектор, ноутбук, слайды Power Point (Оверхэд-проектор, слайды).
Литература:
а) основная:
1. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. Учебник. Издание восьмое, стереотипное. – М.: Высшая школа, 2002 г. - 575 с.
2. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А.. Теория вероятностей и её инженерные приложения. Учебное пособие. Издание третье, переработанное и дополненное. – М.: «Академия», 2003 г. – 464 с.
3. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие. Издание десятое, стереотипное. – М.: Высшая школа», 2004 г. – 480 с.
Структура занятия и расчёт времени
Структура занятия | Время, мин |
I. Вводная часть занятия | |
II. Основная часть занятия | |
Введение в лекцию | 5-10 |
1. Правила сложения вероятностей | 20-25 |
2. Правила умножения вероятностей | 20-25 |
3. Формула полной вероятности | 20-25 |
Заключение по лекции | |
III. Заключительная часть занятия |